В этот день православная церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим: одно из величайших событий священной истории, описанное во всех четырёх Евангелиях.
Суббота перед Вербным воскресеньем – тоже праздничный день, Лазарева суббота. Он отмечается в память о том, что в этот день на заре христианской эры Христос воскресил умершего Лазаря в Вифании.
Содержание праздника Вербного воскресенья – в том, что Иисус направлялся с учениками из Вифании в Иерусалим, праздновать Пасху. На подходе к городу Христос увидел привязанного к дереву ослика и послал учеников за ним. Хозяину животного объяснили, что осленок надобен Господу – и тот с радостью отдал свою собственность. Ученики постелили на спину осла одежды, Христос сел на него верхом и въехал в Иерусалим. Впереди него шла молва о чуде воскресения Лазаря. Народ приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (их бросали под ноги ослику) и кликами: "Благословен грядущий во имя Господне!".
Значение празднества в Православии – признание Иисуса Мессией, которого долго ждал еврейский народ, чающий освобождения от иноземных правителей (римлян). Они верили, что Мессия. Спаситель Израиля, придет в пасхальную ночь. Но Иисус вошёл в Иерусалим в день избрания агнца, которого следовало заколоть на праздник Пасхи. Символизм Вербного воскресенья в том, что Иисус является Мессией (по-гречески Христос значит то же самое); в том, что он проповедует аскетизм, въезжая в город на одном лишь осле, в отличие от пышных шествий завоевателей; в том, что он желает мира, появляясь безоружным; и в том, что ему предстоят Страсти Христовы (не зря он является в день избрания жертвенного агнца).
В память о Входе Господнем в Иерусалим все христианские храмы принято в этот день украшать освященными ветвями деревьев. Пальмовая ветвь в православных странах с более суровым, чем в Иудее, климатом превратилась в вербную. Потому у нас сегодня празднуется Вербное воскресенье.
На Руси этот день был любим народом. В средние века его праздновали пышно, с крестными ходами, в которых "реконструировали" сцену вхождения Иисуса в Иерусалим: ослика "изображал" конь, а Мессию – патриарх или архиерей, поясняет Российский этнографический музей. После крестных ходов высшие церковные иерархи принимали в своих палатах сирых и убогих, кормили их, омывали и оказывали иные почести. Шествия прекратились лишь при Петре I, упразднившем патриаршество и взявшем курс на секуляризацию жизни. Но простые люди все равно почитали Вербное воскресенье. Правда, его церемонии значительно упростились. В церквях проводились праздничные службы, а еще, что было весьма приятно народу, разрешалось послабление поста. В деревнях обильно угощались рыбой и рыбными пирогами, блинами и брагой. В городах в XIX столетии обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Молодежь устраивала в ночь с субботы на воскресенье шумные гулянья. Веточки вербы, освященные на службе в оны дни, наделялась в массовом сознании целебными и сильными против нечисти свойствами. Утром праздничного дня родители хлестали ими детей с приговоркой: "Верба красна, бей до слез, будь здоров!". Освященные веточки могли хранить на божнице весь год, до следующего Вербного воскресенья. На Егорьев день (6 мая) ими выгоняли в поле скот – тоже чтобы скотина "оздоровилась" от прикосновения реликвии.
Поскольку в русском народном сознании православные каноны крепко спаяны с языческим наследием, во многих деревнях Лазарева суббота и Вербное воскресенье сливалось с празднованием встречи весны. Женщины и девушки водили хороводы и пели специальные "заздравные" песни в честь весны, устраивали катание на качелях. А русские поэты использовали Вербное воскресенье как прекрасный повод написать возвышенные строки.
"Ревизор.ru" поздравляет своих читателей со светлым праздником. В современной православной традиции с Вербным воскресеньем связывается торжество милосердия и человеколюбия. Будьте же милосердны и добры друг к другу – и вам воздастся!
Наш подарок к празднику – трогательные "вербные" стихи великих мастеров слова.
Афанасий Фет. Уж верба вся пушистая
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
Александр Блок. Вербочки
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Сергей Есенин. Сохнет стаявшая глина...
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.
Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов — как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: "Осанна!"