Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

9 февраля 2022 17:17

Кисловодск. Крепость, ставшая курортом.

Кисловодский историко-краеведческий музей "Крепость" расположен в остатках цитадели.

Кисловодск. Все фото в статье - Е. Сафроновой.
Кисловодск. Все фото в статье - Е. Сафроновой.

Кисловодск – российский город-курорт в составе Кавказских Минеральных вод. Километрах в двадцати от него проходит граница Карачаево-Черкесской республики. Город популярен кислыми источниками. Сюда ездят поправлять здоровье. Немногие задумываются о том, какая многовековая история скрыта за нынешней курортной безмятежностью.

От некогда грозной пятиугольной Кисловодской крепости сохранились до наших дней три казармы, бастион в виде круглой башни и парадные ворота. В этих зданиях функционирует музей. Рядом восстановлен Свято-Никольский собор. Эти архитектурные памятники – смысловое, информационное и духовное ядро исторического центра Кисловодска. Эта точка на карте города самая возвышенная: к ней приходится отовсюду идти в гору. Когда-то тут была Солдатская слобода для вышедших в отставку и решивших осесть в горном краю воинов. С них начиналось русское население Кисловодска. Слобода на территории современного города занимала улицы Ермолова, Лермонтова и Ярошенко.


Вход в музей. 

Взорван вместе с кладбищем

Кисловодский историко-краеведческий музей "Крепость" хранит практически всю историю места, начинающуюся задолго до того, как был основан город и даже обнаружен знаменитый "кислый источник". Свято-Никольский собор – память эпохи не столь давней, но бурной и страшной.

Первую Николаевскую церковь возвели в Солдатской слободе в 1830-х годах по проекту ведущих архитекторов Кавказских Минеральных Вод – братьев Бернардацци. Прошло полвека, город и слобода разрослись, старый храм стал тесен для прихожан. Старший архитектор Терской области Владимир Грозмани разработал проект нового собора в господствующем тогда ложновизантийском стиле, с отдельно стоящей колокольней. Его строили пять лет – с 1883 по 1888. Живший в Кисловодске "передвижник" Николай Ярошенко и мастер религиозной живописи Михаил Нестеров расписали стены храма. Он стал главным украшением Соборной площади, а она с 1903 года была главной городской площадью Кисловодска и смыкалась с некрополем, где похоронены "сливки общества". Среди них были выдающийся композитор Василий Ильич Сафонов, чье имя носит сегодня кисловодская филармония, и художник Ярошенко. Многие ли знают, что Анна Васильевна Тимирева, возлюбленная Колчака – дочь Василия Сафонова?..


Могила художника Ярошенко. 

В 1936 году Свято-Никольский собор взорвали вместе с колокольней и некрополем с его семейными склепами. Ничего не осталось ни от храма, ни от кладбища. Уцелела только могила художника Ярошенко. Говорят, Божьим промыслом уцелела. Еще рассказывают, что разорение кладбища было сопряжено с варварским мародерством – с трупов дворян срывали ордена, украшения, с останков священнослужителей – драгоценные цепи, наперсные кресты… Близ нового храма, носящего то же название, установлена фигура скорбящего ангела. По бокам его – плиты, на них перечислены имена тех, кто был тут похоронен.  


Общий памятник всем погребенным. 

Второй Свято-Никольский собор начали строить в 1993 году в архитектурной перекличке с первозданным. Проект разработал местный архитектор В.С. Свинцицкий. Масштабы нового собора превысили размеры предшественника. Его высота 54 метра, вместимость – 3,5 тысячи человек. Напротив православного храма, на другом конце площади, в 2018 году возвели соборную мечеть, способную вместить полторы тысячи молящихся. А между ними располагается мемориал "Журавли" в память о жителях Кисловодска, не вернувшихся с Великой отечественной войны. Он поставлен на том месте, откуда кисловодчане уходили на фронт.  


Новый Свято-Никольский собор. 

Тысячелетия до основания курорта

Экспозиция историко-краеведческого музея "Крепость" начинается со двора. В его пространстве сосредоточены археологические памятники нашей эры, в том числе XIX столетия. Это каменная овальная чаша для принятия нарзанных ванн – "прабабушка" нынешних, высокотехнологичных, остатки надгробий с кисловодского кладбища и некоторые другие крупные предметы. Археологическую тему успешно развивает первый музейный зал. В нем есть уникальные вещи, которыми далеко не всякий музей может похвастаться. Несколько витрин предлагают археологические находки, сделанные не только в Кисловодске, но и по всему Ставрополью и Северному Кавказу.


Каменная нарзанная ванна. 

Древнейшие из экспонатов музея – бронзовый котел и керамический сосуд – показывают, что разумная жизнь процветала на этой территории уже в 3-м тысячелетии до н.э. Вдумайтесь – "бытовому инвентарю" более 5 тысяч лет!.. Для такого "возраста" вещи потрясающе сохранились. Впрочем, бронза вообще не коррозируется, и это счастье для археологов и музейщиков. Древние жители этой местности отлично владели технологией обработки бронзы (сплава меди с оловом, латунью и другими металлами). Регион Кавминвод не богат полезными ископаемыми – если не считать кислую воду. Однако же каким-то образом пращуры кисловодчан умудрялись делать медные сплавы, которые для простоты называют бронзой. Из бронзы делали оружие – топоры, наконечники для стрел и копий, щиты и шлемы. Железо пришло в зону Кисловодска приблизительно в IX – X веках нашей эры. Здесь пролегал Великий шелковый путь, благодаря чему железо и поступало в эти края. Интересно, что бронзовое оружие "мягче" и податливее железного, но в земле сохраняется лучше. В музее соседствуют целый бронзовый шлем VII века до нашей эры – и на две трети истлевший (и дополненный гипсом при реконструкции) железный X века нашей эры. И целая россыпь бронзовых предметов местного производства. В основном это украшения: полые внутри браслеты, которые носили и мужчины, и женщины, гривны в виде перевернутых подков – мужские шейные украшения, знак общественного статуса, и дамские безделушки – полые трубочки, в которые продевались пряди волос, прообраз современных нарядных заколок, и прочие штучки. Изумительный экспонат – женская цепь для декора костюма. Она опоясывала девушку, а на ее кончиках висели… косметические принадлежности: пинцет для выщипывания бровей и остроконечная пилочка: чистить и подравнивать ногти. Формой они очень походят на содержимое теперешних маникюрных наборов. Только изготовлены в седьмом веке до Рождества Христова…


Бронзовый "маникюрный набор". 

Кто были эти люди, чьи мужчины храбро воевали, а женщины следили за своей красотой?.. На территории Кавказа развивались три крупные археологические культуры. С середины IV тысячелетия до середины II тысячелетия до нашей эры процветала культура майкопцев, названная так потому, что в столице Адыгеи Майкопе были обнаружены ее первые следы. Затем майкопцев сменили кобанцы. Они жили "в Кисловодске" с IV до I тысячелетия до нашей эры. Этот народ оставил множество бронзовых изделий. А в начале христианской эры сюда пришли аланы. Их проживание завершилось в XII-XIII веках н.э., с монгольским нашествием. От монгол аланы ушли в глубь Кавказа, где возникла республика Северная Осетия, или Алания, жители которой считают алан своими предками. Все это были мирные ираноязычные племена, преимущественно занимавшиеся земледелием и скотоводством. Они воевали для защиты своих домов, но не зарились на чужие земли.


Соборная мечеть Кисловодска. 

"Суха теория". Хочется не читать учебник, а представить себе древних людей. В музее "Крепость" легко нафантазировать, что близ Кисловодска в древности обитали… инопланетяне. В одной из витрин возлежат вытянутые черепа точь-в-точь как у персонажей "Звёздных войн". Но это не пришельцы, а обитатели гор Кавказа в эпоху аланов. Предположительно – жрецы, предназначенные общаться с богами с рождения. Череп младенца сдавливали после родов тугой повязкой. Проносивший ее несколько лет становился в прямом смысле "высоколобым". Археологи полагают: деформация черепной коробки изменяло  конфигурацию мозга, что приводило к видениям, трактовавшимся как "прозрения". Впрочем, по другой версии, это могли быть представители знати, стремившиеся подчеркнуть свою исключительность. Удлиненные черепа попадались при раскопках нечасто. А о сильной языческой культуре алан говорят сосуды X-XII века н.э. в виде мордочек животных. Люди верили, что духи животных защитят содержимое от естественной порчи или "дурного глаза" – мало ли, у кого сосед завистливый…  


Черепа "высоколобых". 

В окрестностях Кисловодска в 1980-е годы активно велись археологические раскопки. В их ходе был обнаружен целый ряд захоронений древних аборигенов. На основе этих находок сконструирован, возможно, самый яркий экспонат краеведческого музея: инсталляция в виде древней могилы. Усопший лежит, подогнув колени, в позе эмбриона, ибо смерть означает перерождение. В новой жизни покойнику понадобится есть, пить, производить благоприятное впечатление и воевать – и он снабжен сосудами с пищей и питьем, украшениями и оружием. На правом боку хоронили мужчин, на левом – женщин. Мертвых оставляли в "коробах" из каменных плит, поставленных набок и прикрытых сверху еще одной плитой. Этот погребенный – молодой мужчина, его скелет "реконструирован" из содержимого нескольких могил и "приведен в порядок". Помню, какое мощное впечатление произвела на меня в детстве "могила" в Историческом музее Москвы. Так вот, кисловодский скелет выразительнее!..


Реконструкция древней могилы.

"Укрепление за чертой кордона Кавказской линии…"

Собственно Кисловодская крепость возникла по инициативе генерал-губернатора Кавказской губернии Павла Цицианова. На рубеже XVIII-XIX веков по нынешним Кавминводам проходила оборонительная Кавказская линия. Её укрепления не только сдерживали возможную агрессию местных племен в отношении русских (впрочем, настроенных в массе своей дружелюбно), но и давали возможность изучать целебные свойства "кислых источников", о существовании которых знали еще со времен Петра Великого. Считается, что первый "курортный сезон" в этих краях состоялся в 1798 году: главнокомандующий войсками Кавказской линии Ираклий Марков с семейством провел больше двух месяцев в еще совершенно безлюдной местности, встав лагерем у Кислого источника. Было замечено, что горцы боготворят этот источник. Они называли бьющую из земли воду нартсане, дух нартов – легендарных горских богатырей. Понятно, откуда пошло название нарзан?.. Но то была единичная "поездка на воды". В черте Кавказской линии была Константиногорская крепость – зародыш нынешнего Пятигорска. Князь Цицианов выразил намерение построить еще одно укрепление за чертой кордона Кавказской линии для охраны Кислого источника и организации лечебных вояжей к нему и написал об этом Александру I. Царь прислал в ответ два рескрипта: в одном предлагалось строить крепости близ кислых колодцев, а в другом – считать организацию Кавказских Минеральных вод делом государственной важности.


Памятник основанию Кисловодска.

Секретарем Маркова был Алексей Фёдорович Ребров – личность знаковая для Кисловодска, управленец, просветитель и меценат, один из первых жителей города. Спустя ровно 50 лет Ребров предложил установить на одной из гор памятный крест в честь курортного сезона 1798 года. Гору стали называть Крестовой. Крест сейчас находится в парке санатория имени Горького.

О Реброве, чтобы потом не возвращаться к его выдающейся личности, надо сказать еще вот что. Он был чрезвычайно образован для своего времени, добился успехов и в военной карьере, и в мирных занятиях. Деятельность Алексея Фёдоровича была направлена не столько на завоевание, сколько на экономическое преобразование Кавказа, на его включение в промышленную орбиту. Ребров, например, явился основоположником шелководства в Ставропольском крае. Шелк его производства удостаивался высшей награды на Всемирной парижской выставке. Но Ребров был признанным специалистом не в одном ремесле и даже не в одной сфере. По его чертежам построили часовню с круглым куполом близ нарзанной галереи. С Ребровым консультировались по экономике, политике, обычаям здешних мест. А его дом был всегда открыт для любых гостей. В хозяйском доме было девять комнат, да еще имелись два флигеля. В одном из них Алексей Фёдорович жил, другой и главный дом предоставлял посетителям. В числе гостей были Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Пушкин останавливался в доме Реброва при втором приезде в Кисловодск в 1829 году. Десять с небольшим лет спустя Лермонтов гостил в том же доме и писал "Героя нашего времени" по реалиям помещения. Так, Печорин после свидания с княжной Мэри спускался с балкона по одной из колонн, украшавших фасад здания.


Дом Реброва. Музейный макет.

Увы – дом Реброва не дожил до наших времён. После революции он стал коммуналкой, как и дом художника Ярошенко. Но дому живописца повезло: в нем получила комнаты интеллигенция, понимавшая мемориальное значение этого дома и берегшая его. А дом Реброва… в конечном итоге разрушили в связи с обветшанием. Вообще в Кисловодске дореволюционная застройка сохранилась неплохо. Но это каменные здания, а усадьба Реброва была деревянной… В 2017 году в историческом центре Кисловодска, в виду парка и нарзанной галереи, плюс-минус на том же месте, где стоял дом, был воздвигнут памятник просветителю и меценату – пышный, во вкусе XIX столетия. Алексей Фёдорович стоит в полный рост, в одной руке его свиток – знак его мудрости и обширных познаний, а другая слегка касается корзины с фруктами, стоящей у ног изваяния и символизирующей сельскохозяйственные труды. В последние годы заговорили о необходимости восстановить дом Реброва, город даже заказал проект возрождения усадьбы. Но пока ее нет.


Памятник Реброву при вечернем освещении. 

Что же касается крепости, то комплекс, возведенный в  1803 году, отвечал оборонительным целям. Согласно музейному плану крепости, по внешней стороне простирались деревянные укрепления, за ними – деревянные же службы: казармы, артиллерийские склады, лазареты. В таком виде кисловодская крепость простояла до середины XIX века. Ее конфигурация изменилась, лишь когда курорт окончательно "одолел" крепость, а это произошло с продвижением русских войск вглубь Кавказа: священный "кислый колодец" отошел к русским. Курортные здания ставили на расстоянии пушечного выстрела от военных объектов. Чтобы, в крайнем случае, дать понять воинственным горцам: не надо нападать на гуляющих. В середине столетия износившаяся деревянная крепость была перестроена в каменную по проекту британского военного архитектора Самуила Уптона, а вокруг нее был вручную высажен знаменитый парк. Его насаждение на земле, которую в мешках таскали сюда солдаты – кисловодский эпос. С ним связывают одну из версий происхождения названия пригородной станции Минутки: солдаты, возившие землю, просили остановить поезда на минутку, чтобы спрыгнуть с поклажей. По другой версии, когда здесь прокладывали участок железной дороги, никак не могли завершить строительство, мешал постоянный трафик транспорта. "Шпалоукладчики" попросили остановить движение хотя бы на минутку. Так и сделали, а название прижилось.


Ворота "Крепости" и бюст Самуила Уптона.

Как уже говорилось, к нашим дням от цитадели Уптона мало что осталось (в 1970-80-е годы ее еще раз перестроили), и пейзаж вокруг нее изменился необратимо – благодаря парку (впрочем, в лучшую сторону). Первоначальный вид крепости сохранился разве что в музейных документах.

В 1825 году под Кисловодск переселили казаков из станицы Александровской Ставропольского края для воинской службы, патрулирования курорта и охраны его гостей. Так возникла станица Кисловодская со своим укладом жизни и казачьим правом. Местные казаки в своем быте заимствовали привычки и обычаи горцев, особенно одежду – похожую на черкеску с газырями.


Музейный экспонат: вид Кисловодской крепости.  

"Водяное общество"

Кисловодский музей бережно хранит историю развития знаменитых нарзанных ванн. Эта технология красной нитью проходит через всю экспозицию. Рассказ о каждой эпохе обязательно содержит развернутое упоминание, какими тогда были нарзанные ванны.

Начинались они с условий самых спартанских: деревянные купели на 10-12 человек стояли над источниками. Купальщики ожидали в очереди, одни заходили, окунались, их сменяли другие. Предтечей Нарзанных ванн на Курортном бульваре был деревянный помост под открытым небом. Он не раз менял свой облик, прежде чем превратиться в сегодняшнее архитектурное чудо. Долго изначальный аскетизм продолжаться не мог. Во-первых, на горный курорт приезжали знать и богачи, привыкшие к роскоши. Во-вторых, кисловодский нарзан от природы холодный: 10-12 градусов. Такую температуру не всякий выдержит даже летом и даже ради здоровья. Курортники уже были избалованы горячими водами Пятигорска (он какое-то время даже звался Горячие воды): 20-25 градусов. В Кисловодске придумали подогревать воду и сооружать каменные ванны для пациентов. Рядом с ванной разводили костер, на нем подогревали воду и смешивали с холодным нарзаном, добиваясь нужной температуры. Холодная ванна стоила рубль, подогретая – четыре. Дороговизна процедуры объяснялась не только хлопотами, но и работами по сооружению парка. Со стоимости каждой принятой клиентом ванны процент шёл в пользу благоустройства местности. Конечно, подогретая водичка приятнее, да вот беда – неэффективна для лечения. И врачи настоятельно рекомендовали ванны натуральной температуры. Только в середине XIX столетия, когда возвели Нарзанную галерею, была решена задача подогрева воды без ущерба для ее целебных свойств. Выяснилось, что самый эффективный нагрев нарзана – паровой. В Нарзанной галерее установили деревянные "самовары" для нагрева воды под ваннами отопительными трубами, раскаляемыми паром. Так удалось совместить комфорт с полезностью.


Нарзанная галерея. Нынешний вид. 

Претерпевала метаморфозы и методика потребления воды внутрь. При Лермонтове и много позже еще не знали оптимальную дозировку питья, считали, чем больше хлебать, тем лучше. Для хрупких дам было нормой выпить 7-8 стаканов минеральной воды подряд. Люди становились "ходячими нарзанными хранилищами". Это породило шутки: "то курортник в воде, то вода в курортнике", и насмешливое прозвание "водяное общество". А еще принесло множество неудобств: места не хватало для всех желающих пить воду лошадиными дозами и лежать в ванне неограниченное время!.. Постройка нарзанной галереи отчасти распределила потоки курортников. А те источники, которые и сегодня в эксплуатации, были изготовлены в 1908-09 годах. Тогда же решили последнюю проблему: переизбыток углекислоты в воздухе, из-за которой в крытой галерее немудрено было в обморок упасть. Когда выходы нарзана ограничили специальными колодцами, углекислый газ перестал насыщать воздух. Трубы, по которым подаётся нарзан, зарастают солями изнутри за считанные годы. Трубы в разрезе с тонким, как спичка, отверстием, выставлены в музее. Экскурсии не проходит, чтобы кто-то не перепугался, вообразив такую же картину в собственном желудке… К счастью, сейчас воду уже не поглощают без меры, спасибо Русскому бальнеологическому обществу.


Октябрьские ванны Кисловодска.

Это научное общество основал в Пятигорске в 1863 году выдающийся врач и ученый Семён Алексеевич Смирнов. Русские бальнеологи объединились в целях организации на научной основе лечебного дела на Кавказских Минеральных водах. Благодаря исследованиям минеральной воды, которые провело Бальнеологическое общество, был открыт и расписан химический состав нарзана и установлены лимиты его потребления: 2-3 стакана в день. Лично Смирнов открыл три источника минеральной воды в Железноводске, которые назвали его именем – а воду, соответственно, "Смирновской". По такому же принципу железноводскую "Славяновскую" воду назвали в честь ее первооткрывателя, гидрогеолога Николая Николаевича Славянова.

К концу XIX – началу ХХ века пребывание на кисловодском курорте упорядочилось. Курортный сезон составлял около трех месяцев. Отдыхающий каждый день должен был принимать водичку внутрь и ванны по строгому графику. Врачи предписывали три стакана воды в день и нарзанную ванну перед каждой трапезой. В свободное время рекомендовали прогулки по горам – не только здоровье поправлять, но и любоваться сказочно красивыми видами окрестностей Кисловодска. Поскольку на курорт ездила только чистая и состоятельная публика (кто еще мог позволить себе провести три месяца в блаженном ничегонеделании?), в распоряжении этих людей были все достижения технического прогресса, в том числе фотоаппараты. Курортники радостно "щёлкали" горные пейзажи, нарзанные источники, аллеи парка. Черно-белые снимки в фотоателье раскрашивали вручную. Получались открытки, которые отдыхающие рассылали своим знакомым. Реклама кисловодского курорта была делом почти всенародным.


Улицы Кисловодска. 

Коренные жители Кисловодска, принимавшие у себя богатых гостей, тоже жили на широкую ногу. Город принял европейский вид. Здесь годами работали итальянские или английские архитекторы. В домах стояла мебель ручной работы. Многие предметы быта имели забавные "секретики": шкаф с подставкой для колод игральных карт, сделанной перевертышем; пепельница с надписью на донышке "Муж, не серди свою жену!". Кисловодчане скрашивали свой досуг прогрессивными агрегатам: патефонами, музыкальными шкатулками, фисгармониями. В музее есть два примечательных экспоната: граммофон, на который ставили пластинки… из шоколада, и домашний комнатный орган, он же фисгармония. Эти музыкальные инструменты придумали в Германии в середине XIX века. Несмотря на свою миниатюрность по сравнению с органом Домского собора, фисгармония приводится в действие тоже ножными педалями, которые подают воздух к клавишам, а на клавишах уже разыгрываются пиесы. Играть на таком инструменте было очень тяжело физически. Музейный экспонат изготовлен в Америке в начале ХХ столетия.


Фисгармония

С пластинкой история такая. На рубеже веков один немецкий энтузиаст задумал создать съедобный диск. Он экспериментировал с колбасой, с пастилой, с фруктами и овощами – но успеха достиг только с пластинкой из шоколада. Ее заливали в силиконовую форму и записывали мелодию. Иглу патефона требовалось регулировать, чтобы она не сильно нажимала на пластинку. Такую пластинку можно было прослушать 10-12 раз, а когда она окончательно стиралась, ее использовали по прямому назначению. Жизнь была мирная, сытая, культурная и обреченная на скорые перемены.


Во время экскурсии. Экспозиция "Дореволюционный Кисловодск".

Мировые войны и мирные будни

Первая мировая война нашла особое применение Кисловодску как здравнице: здесь развернулась мощная госпитальная база. Сюда направляли раненых солдат, оказывали им медицинскую помощь и возвращали в строй. Считалось, что в мягком климате Кисловодска раны быстрее затягиваются. Целебны и грязи здешнего озера Тамбукан. Помимо климата, помогало то, что кисловодские госпитали хорошо снабжали медикаментами. Но не успела завершиться Первая мировая война, как грянули две подряд революции – и миру курортного города, как и всему "старому миру", никогда уже не было суждено стать прежним.


Памятник медсестре Первой мировой войны на Курортном бульваре.

До революции много богачей и аристократов успели построить в Кисловодске дачи и дома. В городе располагалась одна из дач Фёдора Шаляпина. Ее сохранили, она сегодня служит музеем. Эмиру бухарскому, тоже обладателю дачи в Кисловодске, довелось отдохнуть в ней всего один раз – строение после революции снесли.


Дом-музей художника Ярошенко. 

С 1917 года город на какое-то время позабыл, что он является здравницей. Процесс установления советской власти в Кисловодске был длительным и мучительным, затянулся с 1917 по 1920 год. Власть несколько раз переходила от белых к красным и назад. И те, и другие брали пленных и  устраивали показательные казни. В числе деятелей новой власти, казненных "беляками", была чета революционеров: Александр Ге (Гольдберг) и его жена Ксения. Бывший гимназист Ге "ушел в революцию", работал политическим журналистом, сблизился с большевиками, стал членом ВЦИК двух созывов. В Кисловодск он прибыл в 1918 году и возглавил тут, ни много ни мало, Чрезвычайную комиссию. Его жена, дочь кишиневского полковника, работала следователем. При наступлении белогвардейских войск Андрея Шкуро в июле 1918 года Ге вошел в число руководителей Чрезвычайного штаба по обороне Пятигорского округа. Заняв город, белогвардейцы Александра Ге зарубили шашками, Ксению Ге повесили. Теперь имя Ксении Ге носит одна из улиц Кисловодска.

Советская власть окончательно пришла на курорт в 1920 году. В 1927-м, к 10-летию революции, в городе установили памятник героям Гражданской войны. Многие памятники "царского режима" город утратил, в том числе собор и некрополь. Но была и положительная сторона – новая власть начала активно устраивать санатории. Зачастую оздоровительные учреждения размещали в национализированных домах разных "осколков былого". Национализации подверглись и два дома, принадлежащих семье Захара Щербака – деда писателя Александра Солженицына. Помимо Солженицына, в Кисловодске появился на свет еще один известный литератор: Андрей Губин, казачий писатель, лауреат Шолоховской премии, автор романа "Молоко волчицы".


Памятник Андрею Губину.

Но некоторые санатории строились "с нуля". Санаторий для служащих Наркомата тяжелой промышленности был построен по приказу и под личным руководством главы ведомства Серго Орджоникидзе. Орджоникидзе не раз посещал город. В память его визита в нарзанную галерею в ней создали музейный зал в честь наркома. Со временем зал в галерее упразднили, а его содержимое – личные вещи и дары наркому – передали историческому музею. Так к началу Великой Отечественной войны в Кисловодске возникло уже более 30 санаториев.


Экспозиция Серго Орждоникидзе. 

Продолжалась и работа над парком. Первоначальная его площадь составляла около 12 гектаров. "При царе" парк высаживали прихотливо, оставляя терренкуры – прогулочные маршруты. К 1917 году парк занимал уже более 13 гектаров площади. После революции парковый массив решили развивать "стахановскими темпами" и засаживали горы, не выбирая терренкуры. Потому площадь парка к 1987 году достигла рекордного показателя в 1350 гектаров. Это был первый по величине рукотворный парк во всей Европе. Может, он разросся бы и дальше… но социализм кончился, пришли новые имущественные отношения, и окрестные санатории завладели солидной частью территории парка, так что он в масштабах заметно уменьшился.


План-схема парка. 

Великая Отечественная война стала для Кисловодска эпохой трагической – но и героической. Роль этого небольшого (около 40 тысяч населения в 1941 году) городка в войне была внушительна благодаря наработанной еще в "империалистическую" госпитальной базе. В Великую Отечественную тут было создано 37 эвакогоспиталей, каждый со своим профилем и с лучшими врачами, которых собрали со всей страны. Уже в августе 1941 года в город доставили первых раненых. На пике разворачивания госпиталей в них одновременно находилась 21 тысяча коек, а всего через медицинские учреждения Кисловодска за войну прошли 580 тысяч человек. За медицинскую помощь городу присвоили орден Отечественной войны.


На Курортном бульваре. 

В кисловодских госпиталях трудились врачи столь высокой квалификации, что тут проходили медицинские встречи и симпозиумы по обмену опытом, а некоторые операции на тяжелораненых вошли в анналы отечественной хирургии. Из груди раненого красноармейца извлекли гигантский осколок снаряда; бойцу, раненому в лицевую часть головы, сделали искусственное нёбо и фактически новое лицо. Госпитали активно действовали с августа 1941 года до августа 1942 года и с мая 1943 года до самого конца войны. Один из эвакогоспиталей располагался и в крепости. А еще 10 тысяч кисловодчан ушли на фронт – не вернулись более 6,5 тысяч. Жители города кормили бойцов в госпиталях продуктами со своих огородов и сдавали для них кровь. Артисты филармонии давали концерты для поднятия боевого духа.


Лермонтовский грот при входе в парк. Бюст поэта изготовлен уже после Великой Отечественной войны, в 1960 году.

В августе 1942 года в Кисловодск пришли немцы. Оккупация длилась до января 1943 года. К счастью, из города успели отправить поезда с врачами и ранеными бойцами. Часть тяжелораненых, не способных перемещаться, сложили в отдельную палату, спрятав их форму и оружие, и написали на дверях, что тут находятся больные туберкулезом. Уловка сработала, фашисты побоялись туда заходить. Некоторых раненых скрыли в своих домах смелые горожане. 

Мирные жители сильно пострадали в пору фашистского "господства". От него остались братские могилы с десятками казненных, расстрельные рвы евреев на станции Минеральные воды, взорванные мосты и корпуса санаториев… Первоначально захватчики не хотели разорять город, видя его курортом для верных слуг рейха. Но когда пришлось отступать, настроение изменилось, и немцы стали уничтожать здравницы, а также забрали на работы в Германию почти четыре сотни человек… Среди документов, свидетельствующих о бесчеловечных преступлениях фашизма на Нюрнбергском трибунале, были и факты их бесчинств в Кисловодске.


Воинский мемориал "Журавли". 

Осталось сказать, что Кисловодский историко-краеведческий музей был торжественно открыт 9 мая 1965 года, а его первая экспозиция была посвящена истории Великой Отечественной войны и сформирована на основе воспоминаний фронтовиков и горожан. А в 1970 году на месте воинских захоронений, оскверненных фашистами, воздвигли памятник неизвестному солдату. На его открытии ветераны зажгли вечный огонь с помощью факельницы, доставленной из Ленинграда.


В кисловодском парке. 

Все это, конечно, не обязательно знать, чтобы просто поправить здоровье в Кисловодске. Город прекрасен и располагает к отдыху. Но, надеюсь, вся эта информация пригодится тем, кто хочет немного большего – понять дух города-курорта.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Молога. 875 лет ныне несуществующему городу.
Киров – Вятка – Хлынов. Памятливый город.
Горские легенды. Красиво и страшно. Продолжение.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть