Галина Хомчик: миссионер звучащей поэзии
30 мая 2020
Освальд Шпенглер – автор концепции "Заката Европы"
29 мая 2020
Федот Шубин: любимый скульптор Екатерины II
28 мая 2020
“Пойду наберусь высоты”: о некоммерческой организации “Антон тут рядом"
27 мая 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 марта 2020

Мещерская "Пизанская башня"

"Ревизор.ru" совершил паломничество к очередному архитектурному чуду глубинной России.

Колокольня села Бельское. Фото Е. Сафроновой
Колокольня села Бельское. Фото Е. Сафроновой

Деревянная колокольня Благовещенской церкви села Бельского Спасского района Рязанской области уже десятилетия кренится, но не падает.

Самое, пожалуй, интересное в этом деревянном храме, одиноко стоящем посреди поля – что он срублен без единого гвоздя, точно древнерусские храмы в лесных местностях. Но церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Бельском немногим более ста лет. Она намного "младше" села, в котором была престольным храмом.

Фото Е. Сафроновой. 

Сельцо с красивым названием Бельское впервые упоминается в Сотной грамоте XVI века, пишет в "Очерках истории села Бельское и его окрестностей" здешний уроженец Евгений Синяков. Но к известному боярскому роду Бельских времен Ивана Грозного оно не имеет отношения. Земли в окрестностях Бельского в средневековье были церковными – принадлежали владыке Рязанскому и Муромскому, который, по преданию, имел дом в одном из соседних сёл. Здешние жители исстари занимались бортничеством – добычей дикого мёда в лесах. Когда-то Мещёра была богата дубами, в дуплах которых любят селиться пчелиные семьи. В наши дни лесной "состав" изменился, остались в основном сосны да ели. С тех пор народ в Бельском стал кормиться лесозаготовками. Они производятся и сейчас. А в более близкие к нам времена это сельцо (крупное поселение без усадьбы и своего храма) принадлежало помещикам Сатиным, которые никакого особого следа в истории не оставили.

Что касается названия, то у него краеведы усматривают несколько возможных корней: от диалектного слова "бель" (болото с березняком) или от близлежащей речки Белой, названной так за удивительно прозрачную воду.

Церковь-овощехранилище, архивное фото 1960-х годов. 

По архивным данным, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Александра Невского построена в Бельском в 1895 году на средства почётного гражданина Михаила Яковлевича Федотьева. Здание было возведено в архитектурной манере эклектика, совмещающей черты разных стилей. По описанию 1913 года, Благовещенская церковь была деревянная, на каменном фундаменте, стоявшая "кораблем" – колокольня пристроена к церкви, храм вытянут с востока на запад. Получается, что в этом году храму исполняется 125 лет. Устойчиво поверье, что он срублен без единого гвоздя. Умели все же строить наши предки!..

Современные строители считают, что стойкость колокольни, "пережившей" храм почти на столетие, объясняется двумя факторами – особенностью конструкции (четырехгранная, устойчивая) и тем, что в дело пошла так называемая "недоеная", то есть смолистая сосна.

Храм в 2009 году. Фото: kotarsis.livejournal.com

Действовать храм начал в 1905 году (по другим данным – в 1912 году). С обретением собственной церкви Бельское получило право зваться селом. На тот момент в нем жило почти 2,5 тысячи человек, имелись смешанная земская школа, казённая винная лавка, население торговало лесом и зарабатывало пусть не роскошно, но сносно.
 
Сегодня историки могут только предполагать, как выглядел Благовещенский храм в пору его расцвета, какие постройки его окружали. По логике, где-то рядом должен был быть дом священника. О бельских священниках известно немногое. Например, фамилия первого настоятеля храма была Смирнов. Он умер еще до революции. Переворот 1917 года и последующие события встретил батюшка Иоанн Юрьев. При нем, через три года после революции, храм в Бельском закрыли, а сам поп был репрессирован. С ним связана легенда, что после свержения царя батюшка успел закопать церковное золото где-то на берегу речки Сосновки. Но за сто лет этому преданию так и не нашлось фактического подтверждения. То есть кладу. То, что священнику выпала тяжелая судьба, не вызывает сомнений. Это подтверждает плачевный вид Благовещенской церкви.

Храм в 2018 году. Фото: www.koleso4x4.ru

Послереволюционная история села Бельского и его церкви, к сожалению, традиционна для тысяч российских сел. Новая власть в Бельском занялась мелиорацией, надеясь осушить вековые болота и освободить площадь под посевы. Кончилось тем, что с карты местности пропали несколько болот и речка Кадь. А земля как не плодоносила при царе, так не плодоносила и при Советах. Несмотря на то, что первый здешний колхоз назывался "Верный путь", шел он явно куда-то не туда. Если кто и выиграл от учреждения новой власти, это лесное хозяйство округи. До революции бельские крестьяне в погоне за выручкой почти весь лес извели. Советская власть организовала лесничества, которые стали заново сажать ели, дубы и сосны. Хвойные деревья прижились, дубы – как-то не очень. Современный лес в окрестностях Бельского — это посадки примерно пятидесятилетней, уже послевоенной давности. Военную разруху в мещерской глубинке переживали очень тяжело, из нее выбирались много лет. В конце 1960-х четыре села вместе с Бельским собрали в совхоз-гигант "Веретинский". Несмотря на гордое название, был этот комплекс сел таким же небогатым, как все они по отдельности.

К чему я это все рассказываю? К тому, что на фоне постоянных хозяйственных проблем никто и не думал сохранять в неприкосновенности памятник деревянного зодчества. Его использовали грубо утилитарно. В первые послереволюционные годы с церкви сбросили кресты и сбили купола. В местном фольклоре сохранилась байка о том, что всех сельчан, кто занимался этим, вскорости постигла Божья кара – кто умер, кто на войне погиб, кто под репрессии попал… В 1960-е годы обезглавленный храм использовали под хранение зерна. Тогда он еще был двухчастным. Когда конкретно здание церкви разрушили до основания, люди уже не помнят. А вот колокольня стоит! Разрушенная внутри, лишенная пола, окон, дверей, насквозь продуваемая ветром, исписанная заметками всяких Вась, которые здесь были, хранящая следы огня, кривящаяся в сторону, как знаменитая европейская коллега – но стоит. Мужчина, показавший нам грунтовую дорогу в поле, на объяснение, мол, хотим сфотографировать памятник, пока он не рухнул совсем, авторитетно заверил: "Колокольня еще сто лет простоит!"

Колокольня внутри, 2020 год. Фото Е. Сафроновой. 

Это, конечно, сила веры. Официальных обследований бельской колокольни, насколько известно, не производилось, не говоря уж о разработке проекта реставрации. Меж тем местные СМИ любят это диковинное сооружение и периодически пишут о нем. Совсем недавно сюжет сделало рязанское телевидение. На телевизионный отклик в нашем обществе принято обращать больше внимания, чем на печатное слово. Может быть, и тут "сработает". Тем более – в нынешних условиях угрозы коронавируса, ограничений внешнего туризма и развития внутреннего.

Увы! Трудно будет тем, кто решит доехать до деревянного храма без единого гвоздя! От довольно благоустроенной трассы на Спасск-Рязанский Бельское отстоит километров на двадцать. Но дорога на этом сравнительно недлинном отрезке - хуже не бывает. Вдоль дороги то и дело встречаются исполинские "поленницы" – заготовленные для вывоза бревна: исторический лесной промысел продолжается и в новом веке. Возможно, убитая дорога связана с постоянным движением по ней лесовозов.

Это еще сравнительно хороший участок дороги. Фото Е. Сафроновой. 

В самом Бельском нет никакой туристической инфраструктуры – ни парковок для машин, ни гостиницы, ни столовой, ни экскурсионного бюро. Реконструкция колокольни и обустройство туристического объекта потребуют солидных средств, которые вряд ли сыщутся в скором будущем. В общем, любуйтесь колокольней, пока она есть, а то человек предполагает, а Бог располагает. Одиннадцать лет назад, в 2009 году, у нее еще наблюдалось остроконечное навершие. И два года назад, в 2018 году – тоже. А сейчас вместо кровли – угрожающе выставленные в сторону бревна. К каким еще разрушениям приведет "диалектика"?..
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Максимилиан Волошин. Кентавр Киммерийского края
Галина Хомчик: миссионер звучащей поэзии
Юрий Лоза: "Сложно меня классифицировать!"

В Москве

Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Маленькие герои большой войны
Театр, сделавший творческие подвиги традицией
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть