Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

На театральном фестивале "ПРОРЫВ" представили "Антигону. Редукцию" Марии Галязимовой

Античный сюжет разыгрался в интерьере современной эпохи

Фото: Полина Назарова
Фото: Полина Назарова

В Петербурге десятый год проходит фестиваль "Прорыв", посвященный постановкам молодых режиссеров. В последнюю минуту в офф-программу добавили еще несколько спектаклей, среди которых "Антигона. Редукция", созданная во время прошлогодней весенней сессии Мастерской Современного театра. Это уникальный проект Сергея Козлова, посвященный развитию и рефлексии современного театра, поиску новых форм и продвижению постановок молодых режиссеров. В рамках проекта читаются лекции мастеров театра, проводятся мастер-классы, читки современных пьес еще не опубликованных авторов, лаборатории, на которых рождаются эскизы спектаклей. Некоторые эскизы становятся полноценными постановками и входят в постоянный репертуар театров. "Антигона. Редукция" Марии Галязимовой впервые была показана зрителям в прошлом году в качестве эскиза, но вскоре стала полноценным спектаклем.

"Антигону" Софокла перерабатывали много раз, и почти всегда история девушки, вопреки приказу сурового царя похоронившей павшего в бою брата, становится историей о борьбе личности с тиранией, системой, государством. Антигона Софокла, впрочем, хоронила брата не из-за протеста, а из священного долга перед семьей, предписанного богами. Божественный закон не в силах отменить простой человек, пусть и царь. Текст Аси Волошиной вполне отвечает теме противостояния человека системе, причем весьма прямо и недвусмысленно (даже слишком прямо) — есть у нас и тиран, и Антигона (Анна Христич), пытающаяся бороться и показать толпе, что свобода стоит того. Однако спектакль говорит не об этом, вернее не только об этом. Сохранив беспощадную прямоту и острую, несмешную сатиру пьесы, режиссер создает драму об одиноком человеке, пытающемся докричаться до других людей через шум современных масс-медиа, жажды потребления и комфорта, которым тщательно потакают власть имущие, дабы народ не стал возмущаться. "Свобода или комфорт", — спрашивает спектакль? "Комфорт", — отвечает толпа.


Фото: Полина Назарова

В спектакле туго приходится не столько тиранам, сколько толпе, показанной посредством двух восторженных представителей серых масс, дяди и племянника (Денис Зыков и Вадим Волков), демосов, которые, если вспомнить уклад греческой жизни, свободные жители, что иронично. Режиссер поместила их в зрительном зале, поэтому их реплики и переговоры как будто бы шли из зала, от лица масс. Они картинно теряют речь от восторга, увидев великого Креона (Геннадий Морозов), послушно размахивают флажками с его именем. Племянник думает только о том, чтобы наесться на королевской свадьбе, а дядя тщательно следит за тем, чтобы родственничек не ляпнул того, чего не надо. Тирана создает толпа, и никому от колкостей не убежать.

Пространство на сцене невелико и минималистично. Пол затянут белой бумагой,  под которой скрывается черный цвет — так власть скрывает реальность за красивой картиной. На противоположной от зрителя стене то и дело возникает проекция — бессмысленные картинки с гамбургерами и газировкой, символами потребления. На свадьбе самым главным и невероятным подарком оказывается телевизор — Тересий (Антон Леонов) приносит кусок полотна, на котором отображается проекция. В пьесу введен еще один персонаж — Антибунт (Алексей Бостон), истинный хозяин происходящего и серый кардинал истории, в то время как Креон оказывается типичным правителем-марионеткой, появляющейся со значительным видом в одной мизансцене. Тересий-прорицатель, а также три прекрасные помощницы Антибунта, в программке обозначенные как хорал (Мария Марковских, Мария Василченко, Елена Шакирова), почти полностью обнажены, их движения точно продуманы и подчиняются строгому ритму — явный намек на древний театр, где каждый жест был выверен. Это греческие скульптуры, сошедшие с пьедестала, чтобы служить пропаганде. Искусство обесценилось, став способом навязывания мнения.


Фото: Полина Назарова

Тересий исполняет роль телевизионной программы новостей, на его голову водружена кепочка из фольги, чтобы легче было улавливать "сигналы" власти. Он бодрым голоском кормит толпу вестями о том, какие книги изымают из библиотек, потому что они не отвечают государственной политике и могут вызвать ненужные мысли, говорит о введенных военных уроках в школе, дабы быть ко всему готовыми, гордо сообщает о спасении здания от пожара, что на фоне остальных деяний кажется мелким и незначительным. Он ходячая пропаганда. Некоторые фразы, например, про пенсионный возраст, с мясом вырваны из современных реалий.


Фото: Полина Назарова

Маленькая и отчаянная Антигона здесь не столько яркий борец за свободу, сколько человек, пытающийся докричаться до остальных и заставить их хотя бы пожелать увидеть правду. В первой же сцене спектакля она пытается разрезать белую бумагу, скрывающую черный пол, но ее отводят в сторону, а помощницы Антибунта тотчас же заклеивают прорехи. Вместе со своим женихом Гемоном Антигона одета в черную футболку и джинсы — это и намек на их судьбы жертв трагедии. В ее представлении похоронить  брата — попытаться достучаться до остальных. Сцена похорон показана через проекцию, и неясная расплывчатая фигура Антигоны появляется будто бы на экране телевизора с покрытой черным платком головой, словно уже готовая к собственным похоронам и говорит в экран, используя единственный способ высказаться в этом мире — посредством масс-медиа. Она пытается образумить и Тересия, болтающему о процветании Фив, на секунду прорицатель замедляется, запинается, теряет бодрую улыбку и совсем другим голосом почти произносит вслух "диктатура". Чтобы поймать "волну" правды, избавиться от медийной шелухи он пытается забраться повыше, но тщетно — появившиеся помощницы его уводят.


Фото: Полина Назарова
 
После того, как Антигону фактически убивают за кадром (в пьесе Софокла она совершала самоубийство), взбешенный тихим бешенством Гемон, еле стоя на ногах, приходит к Антибунту за ответами. Однако тот невозмутимо и весело представляет новую "Антигону" — переодетую Исмену —  свадьбу играть надо, народ требует зрелище. На проекции видны фотографии со счастливыми Гемоном и Антигоной, только фигура Антигоны темнеет и, наконец, вместо фотографии появляется просто черное пятно, словно ее вырезают из действительности. Антибунт, неторопливо водя пальцем по красненькому планшету, мимоходом сообщает, что Антигону нужно стереть — и стирает, будто ее никогда и не существовало. Дядя с племянником, два представителя серых масс, помалкивают, племянник только восхищается тем, что вместо одной свадьбы ему удастся побывать на целых двух, а дядя осаживает его, ибо свадьба только одна. Антигоны не было. Даже предполагаемая гибель Гемона оставлена за кадром, и неизвестно, покончил ли он с собой как велит сюжет.

В конечном эпизоде на проекции появляется старинная драгоценная ваза с изображением Антигоны, а Тересий сообщает, что это единственный сохранившийся рисунок дочери Эдипа — можно начинать торги. Рядом, с тарелкой в руках, чавкая, сидит Антибунт. С загоревшимися глазами, оторвавшись от еды, он смотрит, кто и сколько предложит. Занавес опускается под их восторженные и удивленные восклицания о поднимающихся ставках.  Только так и оценивается искусство — по стоимости. Мир захватили потребительство и жажда материальных благ, и на таком фоне жертва Антигоны — крик одинокого в пустыне. Правда, нотка оптимизма в спектакле присутствует. В финале мы видим тень Антигоны — актриса в закрытом черном капюшоном лицом ожесточенно и уверенно взрезает ненавистную белую бумагу, но на этот раз ее никто не может остановить. Может быть, надежда все-таки есть.


Фото: Полина Назарова

Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть