"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

А будет ли нам настоящий ревизор?

Специально для "Ревизора.ru" о спектакле МДТ "Сфера" "Ревизор".

Все фото Сергея Милицкого.
Все фото Сергея Милицкого.

Завершен театральный сезон-2023. В Московском драматическом театре "Сфера" его второе полугодие было отмечено премьерой спектакля "Ревизор" в постановке Сергея Виноградова. Пресса не обошла вниманием это культурное событие. Тем не менее, конец театрального года – хороший повод вспомнить о хорошем ещё раз.

Звучит последний звонок. Гаснет свет. Вокруг большого круглого стола, занимающего практически все сценическое пространство, а в "Сфере", напомню, оно почти неотделимо от зрительного зала, деловито рассаживаются мужчины в современных костюмах. У кого-то под мышкой папки. Звучит энергичная современная музыка. В атмосфере нагнетаемой тревоги Антон Алипов, исполнитель роли городничего, произносит знакомую зрителям со школьных лет реплику: "Господа... К нам едет ревизор!".

 
В театре "Сфера", теснейшим образом связанном с высокой литературой (такова была и концепция Екатерины Еланской, и в таком же духе театр продолжает жить под руководством Александра Коршунова), идёт много спектаклей по пьесам из русской классической драматургии. Современный театр, и драматический, и музыкальный, в "музейности" уличить сложно, и на фоне бесконечных постмодернистских экспериментов тщательные, элегантные, отличающиеся большим уважением к литературному источнику постановки в "Сфере" выглядят, скорее, исключением. При этом точно подобранная динамика сценического действия, режиссерские интонации и необходимые акценты явно обращены именно к современному зрителю. Таковы, к примеру, показанные в этом театральном сезоне "Лес" и "Вишневый сад".
 
"Ревизор", считающийся, кстати сказать, пьесой мирового репертуара, в постановке Сергея Виноградова сделан так же и в то же время иначе. 18 мая, в день премьеры, на сцене была представлена, пожалуй, открытая попытка модернизации, и зритель понимал это с первых минут. Можно констатировать без оговорок. В своей работе над постановкой Сергей Виноградов достигает нового уровня художественной цельности: ни один из элементов, смысловых или чисто формальных, не выглядит как нечто "прекрасное само по себе". Режиссерский замысел проведен от начала до конца четко и безапелляционно. 

 
Как итог, с незаурядным психологическим реализмом на сцене вылеплен отрицательный тип российского человека при власти – изображен не просто "российский чиновник", а скорее, система социальных связей до конца, увы, не преодоленная в России со времен написания "Ревизора". Жест, эмоциональная реакция, мимическая складка, привычное словцо: все, ставшее визитной карточкой обнаглевшего "человека в кресле", как "на официальном уровне", так и в частной жизни, гротескно заострено до буквальности "повадок", которые приобретаются при включении в игру под названием "властная вертикаль". (Не только в России, впрочем. Но речь идет о постановке в российском театре).
 
Чтобы зримо протянуть нить между литературной классикой и ее переосмыслением в современном театре, потребовалась определенная редакторская работа с текстом. Он спрессован, в реплики введены характерные для сегодняшнего дня выражения и номинации. К примеру, у Гоголя упоминается "бутылка толстобрюшки" – со сцены звучит: "мадеры". В финале мы слышим не "финальную реплику" из пьесы, а автоматический голос, напоминающий приемную в МФЦ или другом государственном учреждении. Обезличенный, бестелесный, приглашающий к неизбежному, не приказывающий, но всесильный, то ли голос судьбы, то ли Глас Божий. В авторских ремарках Гоголь, напомню, специально подчеркивает, как должен разыгрываться финал. По его замыслу, после сообщения о прибытии настоящего ревизора все собравшиеся у городничего застывают в долгой немой сцене. У Виноградова, прослушав приглашение городничего на прием к настоящему ревизору, они начинают истерически танцевать. Показательно, что в первой сцене Сквозник-Дмухановский и его свита сидят в современных костюмах, но под историческим изображением императора Николая II. Над ними парит в воздухе портрет "гаранта". Гоголевская эпоха присутствует в зрительном зале через посредство этого образа. А вот исторические костюмы дам имеют, по сути, чисто эстетический смысл.

 
Останавливаться на анализе отдельных сцен нет смысла, они все выточены филигранно – от рисунка светотени на лицах актеров до кричащих цветовых пятен: костюмы Хлестакова (Павел Степанов) и жены городничего (Ирина Сидорова) вульгарны, как их сущность; рабочий и обеденный столы, в нужный момент становящиеся то подмостками, то кладовками, то едва ли не любовным ложем, участвуют в действии как персонажи второго ряда.
 
Пару эпизодов, однако, не вспомнить нельзя, они выражают квинтэссенцию режиссерского метода – на грани реализма, пантомимы и карнавала.



В этом плане примечательна сцена первой взятки, когда Ляпкин-Тяпкин (Александр Пацевич) появляется перед Хлестаковым из люка в столе. Контакт между ними переходит в экспрессивный диалог на уровне жестов, и таких моментов в постановке довольно много: когда режиссер переводит сюжет на язык тела. В сцене с купцом (Александр Филатов) контраст между интонацией и текстом реплики создаёт ярчайший эпизодический образ. Купец Абдулин, похожий на модного блогера, передает из рук в руки Хлестакову нагруженную корзинку и, приговаривая то ли в жанре народного плача, то ли в жанре народной сказки, то ли в жанре прямой инвективы, переодевает в свои вещи еще не осознающего своего счастья Ивана – начинает с брендовых солнечных очков, заканчивает элитной шубой, из которой прежде достает, одну за другой, статусные вещицы и наконец, ни много, ни мало, ключи от автомобиля. За кулисами раздается лошадиное ржание. При этом купец, на фоне выписанного Гоголем чиновничьего паноптикума, выглядит наиболее рациональным, не утратившим связь с реальностью персонажем, хотя и его образ гротескно утрирован режиссером. Весь обвешанный дорогими вещами, он и сам выглядит как вещь – манекен из элитного бутика.
 
Несколько реплик, действительно присутствующих в тексте Гоголя, прозвучали со сцены как будто сказанные о ситуации в России последних лет. Чиновники в доме городничего обсуждают возможность войны: дойдут ли турки до их уездного города. А вот антитеза, вернее, ее отсутствие, между "правящими" и "управляемыми" выглядит как вневременная драма, непреходяще актуальная. Взятки берутся потому, что их готовы давать. Хлестаков создан окружением городничего, выразившим одномоментно негласное согласие на непорядочность, потому как: а кто без греха? 
 
Задуманный зрелищным и смешным, спектакль в самом деле вызывает много веселья. Все же Гоголь свою пьесу назвал комедией, а в конце ее вложил в уста городничего реплику, ставшую крылатым выражением: "Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!" Как итог, перед нами сатира – злободневная, кусачая, остроумная. Интерпретация, достойная гениального русского классика. Николай Васильевич был бы доволен всем. Кроме, пожалуй, самого главного. А так уж ли он нужен нам, тот самый настоящий ревизор?

 
 
Рецензия написана на основе пресс-показа 17 мая при участии следующего актерского состава (за исключением названных в рецензии): Дарья Затеева, Дмитрий Бероев, Екатерина Тонгур, Дмитрий Новиков, Вадим Борисов, Сергей Загорельский, Никита Спиридонов, Олег Алексеенко, Илья Ковалев, Алексей Суренский, Иван Мишин.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть