"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Баядера" прижилась на сцене Рязанского музыкального театра

Со 2 апреля в театре начались премьерные показы спектакля для широкой публики.

Все фото в статье предоставлены пресс-службой Рязанского музыкального театра
Все фото в статье предоставлены пресс-службой Рязанского музыкального театра

ГАУК "Рязанский музыкальный театр" выпустил на сцену оперетту Имре Кальмана "Баядера" по либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда. Премьера спектакля состоялась в минувшие выходные, а также ждет зрителя 5, 7, 9, 10 апреля. Постановка интересна и как яркое зрелище с уникальным вокальным сопровождением, и как удачный пример сотрудничества Рязанского музыкального театра с приглашенной из Москвы командой.

Режиссёр-постановщик спектакля – Андрей Цветков-Толбин, солист камерной сцены имени Бориса Покровского в составе Большого театра, солист МКМТ им. Б. А. Покровского, режиссёр Оперного театра-студии РАМ им. Гнесиных, победитель оперной премии "НАНО ОПЕРА". Балетмейстер Дмитрий Антипов – хореограф телевизионного проекта "Большой Балет" на телеканале "Россия. Культура", хореограф мастерской народного артиста СССР Владимира Васильева, балетмейстер-постановщик театра Олега Погудина. В роли принца Раджами в одном из актерских составов задействован московский артист, лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Бородейко.


Афиша пьесы из оперетты "Баядера". 

31 марта в театре состоялась пресс-конференция с создателями спектакля и пресс-показ оперетты.

Андрей Цветков-Толбин рассказал журналистам, что это первый опыт его работы над опереттой Кальмана "Баядера". Любопытно, что она была также первым детищем Кальмана, написанным им в соавторстве с дуэтом либреттистов. Удачный дебют привел к тому, что эта команда сто лет назад создала в целом пять оперетт, сегодня известных каждому меломану: "Марица", "Принцесса цирка", "Фиалка Монмартра"… "Баядера" сложна своим экзотичным визуальным рядом и сложностью вокальных партий. В ней есть два грандиозных вокальных финала, почти что оперных, и справиться с этой задачей непросто любому театру.


Андрей Цветков-Толбин. 

Как сказал Андрей Цветков-Толбин, в Московском театре оперетты тоже не так давно прошла премьера "Баядеры". Эта оперетта на столичной сцене не шла с 1970-х годов – просто не было главных героев, то есть голосов, соответствующих кальмановской задумке. Роль Раджами была написана для лирического тенора. В России же вошло в традицию исполнять ее лирическому баритону (голосу между тенором и баритоном). А в Рязанском музтеатре нашлись голоса, способные изобразить ровно то, что имел в виду композитор: тенор Раджами и колоратурная партия Одетты с верхней нотой до диез. На пресс-показе роль французской сценической дивы индийского происхождения Одетты Даримонд исполняла Ирина Мезенева.

Я ставлю спектакли по всей территории России и давно "закидывал удочку" Рязанскому музыкальному театру, - поведал предысторию Андрей Цветков-Толбин. – И вот поступило предложение о "Баядере" от директора Марины Чернышевой и главного дирижера театра Арифа Дадашева. В прошлом году мы с ним плодотворно работали: ставили "Снегурочку" в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, "Дитя и волшебство" в Воронежском театре оперы и балета. Дадашев предложил мне поставить оперетту. Я люблю оперетту, еще мои педагоги по вокалу Людмила Петровна и Геннадий Евгеньевич Голубины привили мне любовь к легкому жанру. Все само собой сложилось.

Постановщик не скрыл, что при выборе оперетты для инсценировки были колебания и сомнения – все же это помпезное действо, можно сказать, "имперского" размаха, требующее большой труппы и соответствующей сцены. Режиссеру пришлось решать нелегкую, но интересную задачу адаптации зрелища под формат не очень обширной сцены музыкального театра. Но с помощью художника-постановщика Натальи Боковой, искусству которой Цветков-Толбин сделал комплимент, сцену удалось зрительно "раздвинуть" и увеличить за счет многоуровневости и выхода артистов в зал (эти приемы сегодня модны в театральном искусстве, и Рязанский музыкальный театр их уже практиковал ранее). А "имперский размах" выразился в том, что к постановке привлечено три (!) состава артистов. Подавляющее большинство ролей исполняют два или даже три актёра. Для рязанского музтеатра это беспрецедентный опыт. Поэтому стоит перечислить всех занятых в спектакле артистов: Ирина Мезенева, Юлия Бычкова, Татьяна Ржевская; Антон Байбаков, Александр Бородейко, Владимир Лютиков; Сергей Куликов, Антон Дикарев; Алексей Исаев, Сергей Гайдей; Валерий Вахрамеев, Алексей Никифоров; Марина Головкина, Наталья Нелюбина, Алена Силивестрова; Сергей Головкин, Антон Свиркин, Иван Кудрявцев; Ирина Воликова, Алла Антонова, Ксения Матюхина; Никита Алёшин; Владислав Кураксин; Елена Ушатикова; Максим Ситкин; Дарья Ефремова, Дарья Захарова; артисты хора и балета.


Ирина Мезенева в роли Одетты. 

Также над спектаклем работали дирижеры-постановщики Ариф Дадашев, Екатерина Васильева; художник-постановщик Наталья Бокова; балетмейстер-постановщик Дмитрий Антипов; режиссер Иван Китанин; хореограф Дарья Захарова; хормейстер Людмила Корнейчук.

- Это моя гордость, - признался Андрей Цветков-Толбин относительно трех составов артистов. – Во многих коллективах есть костяк, который несет на себе репертуар. Я попробовал задействовать всех. Была хорошая атмосфера на репетициях, и нам удалось довести три состава артистов и приглашенных звезд до финала. Считаю, что три состава – это оптимально для музыкального театра. Каждый день подряд исполнять столь сложные партии невозможно. Если придете на каждый состав, заметите, что и костюмы различаются, и актерские "фишечки". Я за актерский театр. Я пришел со своей задумкой – а на этих артистах она стала смотреться по-другому, еще лучше, и я не стал навязывать, ломать. Мы вступили в очень хорошее сотворчество, в хороший симбиоз художников.

Также режиссер отметил как предмет для гордости, что театр работал над этой опереттой "на полную мощность": все службы, даже те, кого творческая часть напрямую не касается, помогали в создании спектакля. Такое единение, в глазах режиссера, тоже "сработало на результат".


Главные герои: принц Раджами и Одетта Даримонд. 

Андрей Цветков-Толбин раскрыл журналистам еще два секрета своего режиссерского видения "Баядеры". Во-первых, ему пришла идея представить кальмановский сюжет в стилистике индийского кино – благо, тематика это позволяла. Во-вторых, именно в рязанском театре прозвучал весь музыкальный материал Кальмана, можно сказать, исходный. Даже был добавлен номер из другой оперетты: песенка Александры из оперетты "Фея карнавала", оформленная как дуэт. Этот хит известен, а оперетта нигде уже не идет, подчеркнул режиссер – потому он занял в его действе достойное место.

- Мы старались сделать демократичное шоу, в котором есть и кукольный театр, и черно-белое кино, и цирк, и заклинатель змей, и бог Ганеша… – резюмировал Андрей Цветков-Толбин. По его мнению, удалось оптимально совместить все эти жанры искусства и "культурные коды". Зрители уже лично убедились в этом. 


Ариф Дадашев. 

Дирижер-постановщик Ариф Дадашев назвал самым сложным для него в процессе подготовки спектакля найти полную версию музыкального материала, "оркестровку".

Даже в венской оперетте, на родине, есть сокращенная версия, которая потом была перенесена в Питер и Москву, - отметил Дадашев. – Но все же удалось найти полный вариант. Я работал не один, а в тандеме с дирижером театра Екатериной Васильевой, я ей благодарен за неоценимую помощь в работе. Она помогала сделать оркестровку, в которой весь музыкальный материал Кальмана нам удалось сохранить.

Благодаря этому в оперетте использован классический кальмановский клавир (комплект инструментов).

Балетмейстер-постановщик Дмитрий Антипов поделился, что его в работе над "Баядерой" привлекла возможность "поиграть на контрастах" Востока и Запада. В его представлении. "Баядера" в принципе сочетание несочетаемого: философии и шоу; варьете и пластического гротеска; красоты внутренней и внешней. При знакомстве с коллективом его порадовало, что вся труппа музтеатра, не только "балетные", но и вокалисты, и хор, танцуют, поют, и у каждого есть свой пластический образ.


Дмитрий Антипов. 

У артиста Александра Бородейко, по его собственным словам, репетиционный процесс был самым коротким: два приезда из Москвы по два дня. С опереттой в целом и "Баядерой" в частности он сталкивается впервые, будучи профессиональным оперным певцом. Поэтому музыкальный материал показался молодому человеку непривычным – но он справился с подготовкой роли, несмотря на малое количество репетиций в кругу коллег. Помогла запись репетиции спектакля, из которой Александр сделал нарезку с выходами своего героя и пересматривал каждую свободную минуту, включая поездки в общественном транспорте. Спектакли с участием Бородейко прошли на пресс-показе, а также 2 апреля. Ближайший следующий его выход – завтра, 5 апреля.


Сцена из спектакля. 

Признаться, если какие-то мелочи и не были "отшлифованы" к началу показов, далеко не каждый зритель их заметит или расслышит. Ведь "Баядера" – завораживающе красивая оперетта с совершенно сказочным сюжетом, повороты которого увлекают в атмосферу почти что "Тысячи и одной ночи". Индийский наследный принц Раджами живет в Париже и не жаждет возвращаться на родину и править своим королевством, хотя его отец плох и вот-вот умрет. Раджами больше по душе жизнь в Европе, в вихре удовольствий. Но в знак памяти о далекой родине он пишет музыкальную пьесу в индийском духе для театра "Шаталет" – однако скрывает свое авторство. В действе главную роль Баядеры исполняет прекрасная Одетта Даримонд. Между молодыми людьми вспыхивает чувство. Принц готов жениться на артистке и бросить престол. Тем временем ему из Индии привозят сговоренную с детства невесту. Слуга принца убеждает Одетту отказаться от любимого, чтобы не ломать вельможе жизнь. Влюбленные чуть было не расстаются… но все кончается хорошо. Ведь нет на свете такой оперетты, в которой бы зло восторжествовало, а любящие сердца не воссоединились!.. За эту неизменную победу любви и радости мы и любим оперетты. На все шесть показов "Баядеры", намеченные на апрель, все билеты были распроданы задолго до самой первой премьеры. Публика порой так нуждается в эффектной сказке под прекрасную музыку…


Кульминация любовной драмы. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть