Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

18 октября 2022 16:44

Быть цветным, живым, счастливым

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"
Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Мюзикл "Винил" Санкт-Петербургского театра "Мюзик-Холл" показали на фестивале "Видеть музыку", который проводится в столице при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.

Сегодняшний музыкальный театр все чаще берется переосмысливать эпоху 50-х годов двадцатого столетия. Неудивительно: постепенно настает "оттепель", приподнимается "железный занавес", люди начинают мыслить и чувствовать иначе – с одной стороны. Продолжающееся противостояние советской идеологии и "чуждым" настроениям (строчка Сергея Михалкова "сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!" сочинена немного раньше, но звучала в те времена активно) – с другой. Есть где развернуться и в музыкальных трактовках, и в передаче характеров и взаимоотношений разных поколений. Тенденцию задал мюзикл "Стиляги", сценически воплотивший и по-новому раскрывший одноименный кинофильм Валерия Тодоровского. Примерно в одно время со "Стилягами" появился и "Винил". Но тогда как "Стиляги" сделаны как джукбокс, "Винил" – сочинение оригинальное. И ставшее одной из самых популярных работ композитора Евгения Загота (мюзикл, помимо Петербурга, был поставлен в Перми, Красноярске, Калининграде, Северске). Мелодичная, запоминающаяся музыка, где есть и умная игра со стилем, и джазовая чувственность, и искусно вплетенные и переосмысленные мелодии популярных шлягеров, интересна и постановщикам, и артистам: в разноплановых ариях и дуэтах, эффектных ансамблях можно отлично проявить себя. Правда, не так удачно обстоит дело с либретто: заданные в первом акте сюжетные линии рвутся во втором, а финал и вовсе скомканный – ощущение, будто автор решил молниеносно соединить всех влюбленных, перевоспитать "плохих" и выдать на-гора хэппи-энд. Хотя сам факт хэппи-энда (его, кстати, нет в "Стилягах", с которыми часто сравнивают "Винил" – и это принципиальное различие) уместен и оставляет радостное послевкусие от спектакля. Людям хочется верить в свободу и счастье, и спектакль в этом помогает.

Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" 

Сценограф Алексей Тарасов, художник по костюмам Татьяна Королева и хореограф Антон Дорофеев создали яркий, стильный визуальный ряд. Основа пространства спектакля – мастерски обыгранный образ радиолы "Звезда", появившейся в 50-е годы. Танцевальные номера придают происходящему динамики и красоты, а костюмы подчеркивают различие "цветных" стиляг и "серых" представителей власти. Режиссер-постановщик Сусанна Цирюк нашла верную интонацию для спектакля: здесь есть и моменты ностальгии, но в целом – попытка показать, что во все времена человеку, особенно начинающему жить, хочется счастья, простых эмоций, свободы выбора – какую музыку слушать, в кого влюбляться, какое будущее себе выбирать. Несколько преувеличенно выглядят эпизоды второго акта, где попавшие за решетку при облаве главные герои подвергаются жестокому обращению. Но сцена допроса одного из них "дуболомом"-чекистом, пытающимся выудить тайные смыслы из каждого слова безобидной песни "Девушка-мечта" ("Кто такие соловьи???" – орет он вне себя от гнева), выглядит одновременно и пародийно, и вполне себе достоверно (многие музыканты со стажем рассказывают в интервью и воспоминаниях, как трудно было добыть разрешение на исполнение своих текстов, и какие дикие требования порой предъявлялись).
 
Команда молодых звезд жанра с видимым удовольствием перевоплощается в своих сверстников из 50-х. Роману Дряблову очень идет роль Жоржи (в миру – Георгия), лидера и заводилы ВИА "Винил": он красив, харизматичен, его вокальная манера идеально "ложится" в джаз-роковую колею. Жоржи весел, простодушен, открыт. Ему нравится сочинять и исполнять песни, очаровывать девушек, проживать свои лучшие годы на полную катушку. Препятствия на пути к цели, главное из которых – идеологический конфликт с отцом, крупным чиновником, серьезно сказываются на нем. Второй главный герой, остроумец Бунчи, удачно контрастирует с Жоржи – у Вадима Рябушкина получился интеллигентный, возвышенно-лирический юноша, способный и на настоящую дружбу, и на искреннюю любовь. Их дуэт с Евдокией Малевской – медсестрой Ясленикой, помогающей друзьям в раздобывании "костей" (рентгеновских снимков для подпольной записи пластинок) – порой дает фору по романтичности и яркости эмоций дуэту центральному. В том числе потому, что Ксения Лазаревич (возлюбленная Жоржи, переводчица Виола), хоть и очень хороша собой, не слишком выразительна как вокально, так и актерски. Не верится в ее чувства к Жоржи, в переживания и душевные метания. А вот Марии Елизаровой – комсоргу Капитолине, безответно влюбленной в "главного стилягу" – как раз веришь безоговорочно. Актриса безупречно показывает идейную натуру "Капитолия" (так презрительно называют девушку стиляги): застегнутая на все пуговицы, с командным голосом, резкими движениями, она ужасается антисоветским поползновениям участников "Винила" и готова воевать с ними. Но чувства преображают ее: именно Капитолине принадлежит самая красивая и глубокая ария "На краешке неба", и Елизарова делает этот номер одним из центральных в спектакле, через вокал показывая весь спектр переживаний.   


Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку"

Неотразим Константин Китанин в образе отца Жоржи, полковника КГБ: словно грозовая туча, парит он над всеми – олицетворение неумолимого "закона и порядка", способного вмиг лишить любого свободы, а то и жизни. "Я – всегда – прав", – медленно роняет он слова своей ключевой арии, демонстрируя роскошные нижние ноты. И как очаровательно "очеловечивается" во время общего финального номера, сбросив тяжелую маску злодея.
 
Санкт-Петербургский "Мюзик-Холл" – постоянный гость фестиваля "Видеть музыку": на прошлогоднем смотре, например, коллектив показывал остроумную версию классической оперетты Иоганна Штрауса "Летучая мышь", а еще годом раньше – великолепный авторский мюзикл "Шёлк" с музыкой Ивана Кушнира. И приехавший на нынешний фестиваль "Винил" продемонстрировал, как удачно развивается то направление театра, что связано с оригинальным музыкальным материалом и качественным взглядом на жанр.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть