Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

Театр имени Евгения Вахтангова (Новая сцена), режиссёр Геннадий Шапошников.

Фотографии и коллажи сделаны автором.
Фотографии и коллажи сделаны автором.

Если жизнь заставляет находиться под каблуком, нужно как-то действовать, чтобы непременно оказаться… на каблуках. Именно это и делает Розина, героиня пьесы "Севильский цирюльник", чтобы выйти из-под гнёта сладострастного опекуна. Театр Вахтангова предоставляет уникальную возможность по-новому взглянуть на бессмертное произведение драматурга Пьера де Бомарше — вне контекста знаменитой оперы Джоаккино Россини.

Впрочем, лучшее, что только может быть в оперном антураже, постановщики бережно перенесли на драматическую сцену. Сценографом и художником по костюмам в одном лице выступил Виктор Герасименко, заслуженный художник России, многие годы работавший в Московском театре "Новая опера" и совсем недавно представивший на Исторической сцене Большого театра свою художественную интерпретацию оперы "Борис Годунов" в рамках гастролей Краснодарского музыкального театра. В новом спектакле всё продумано до мелочей, которые превращают мозаику "Севильского цирюльника", столь пестрящую событиями и характерами, в эстетически единый мир комедии дель арте: вплоть до цветочных узоров, встречаемых как на декорациях, так и на изящных каблучках очаровательной Розины (Полина Чернышова).
 
 
 
"Пусть лучше она плачет от того, что я её муж, чем мне умереть от того, что она не моя жена", — такого мнения придерживается Бартоло (Михаил Васьков) касательно судьбы своей подопечной. А создатели, в свою очередь, придерживаются заявленного злодеем контраста: всё пространство сцены — чёрно-белое, равно как и костюмы действующих лиц. Не говоря уж о том, что грим Бартоло (художник-гримёр — Ольга Калявина) придаёт персонажу неожиданное сходство с императором Палпатином из "Звёздных войн", с чьим режимом ассоциируется Звезда смерти: о таких культурных наслоениях де Бомарше не мог и мечтать.
 
 
Перед Розиной стоит сложный выбор между "любовью без покоя" и "покоем без любви", и можно лишь благодарить судьбу, что в нужном месте и в нужное время влюбленный граф Альмавива (Григорий Антипенко) сталкивается с цирюльником Фигаро (Алексей Петров), для которого слова "покой" попросту не существует. Во имя соединения сердец он готов привнести в жизнь Бартоло целую череду беспокойств. Например, дать слуге Начеку (Виталий Иванов) снотворное, а Весне (Клим Кудашкин) — чихательное: так ведь намного веселее.
 
 
Режиссёр Геннадий Шапошников говорил, что при создании спектакля он и его команда отталкивались от старинного изображения Арлекина с бритвой: концепция буффонады задала дальнейшее направление поисков. Это отразилось не только на игре актёров, но и на образности "Севильского цирюльника" в целом: всё происходящее на сцене — ожившая гравюра.
 
 
Хотя частая и изящная смена мизансцен, при точном следовании авторскому тексту, вызывает скорее ассоциацию с трогательной книжкой-панорамой, иллюстрированной объёмными фигурами из резной бумаги: перелистываешь её, нетерпеливо ожидая, какой же будет картинка на следующем развороте. Не менее интересны перевоплощения самого графа Альмавивы, чьи усы лёгким движением руки… становятся монобровью.
  
 
В то же время каждая художественная деталь отличается особым смысловым наполнением. Когда подозрительный Бартоло, который пересчитывает каждое утро (и сегодня!) листы бумаги у Розины, вдруг замечает на её пальчике чернила, Розина судорожно ищет отговорку. И, в числе прочего, отвечает ему, будто подрисовывала стёршийся цветок на его вышитом камзоле. Благодаря этому цветы на главном элементе декорации — огромном железном каблуке, который грознее даже облачённого в доспехи алькальда (Виталий Иванов), — означают больше, чем просто украшение. Они становятся символом цветов зла, ведь отношения опекуна и его подопечной выстроены на лжи, от которой она всеми правдами и неправдами пытается освободиться. Да и не только в их отношениях ложь: подлый учитель пения Базиль (Владислав Демченко), обещавший Бартоло устроить свадьбу с Розиной втайне ото всех, предлагает опутать графа Альмавиву клеветой.
 
Кстати, если присмотреться к свадебному наряду Розины, то можно заметить, что, помимо платья, он состоит из пейнеты (высокого гребня) и накинутой поверх неё мантильи, традиционных атрибутов национальной одежды в Испании. Похоже, что именно они послужили основным источником вдохновения театрального художника, сделавшего кружевным всё пространство.
  
 
Блистателен монолог Базиля о том, как разносится сплетня: для того, чтобы нагляднее описать этот процесс, Базиль пользуется музыкальными терминами. Так, сперва жертву сплетни ждёт чуть слышный шум, "едва касающийся земли, будто ласточка перед грозой", — пианиссимо; затем он усиливается — пиано, пиано — и достигает темпа ринфорцандо, когда "пошла гулять по свету чертовщина", пока та не "превращается во всеобщий крик, в крещендо всего общества, в дружный хор ненависти и хулы".
  
 
Базиль своим поведением лишний раз подтверждает слова, которые Розина обращала к одному только Бартоло: "Позвольте, сударь, если для того, чтобы нам понравиться, достаточно быть мужчиной, почему же вы мне так не нравитесь?" Впрочем, и такие люди бывают весьма полезны, ведь именно Базиль помог (за деньги — да!) засвидетельствовать брачный договор графа Альмавивы и Розины, несмотря на озадаченность обстоятельного нотариуса (Клим Кудашкин), в чьих руках имелось два договора с одной и той же невестой.

 
Но даже если страсти кипят испанские: со стрельбой, гитарами и фламенко, — всё равно должна победить любовь. И побеждает! И видно такую любовь издалека… с последнего ряда. Потому что стоят возлюбленные на вершине железного каблука, чей холод так и не смог охладить горячее сердце Розины.
 
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть