Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Кто здесь?": комедия положений с ворами и любовниками

В Рязанском театре драмы новая комедийная премьера.

Фото Сергея Газетова предоставлены Рязанским театром драмы
Фото Сергея Газетова предоставлены Рязанским театром драмы

С 21 по 23 апреля на сцене Рязанского театра драмы проходят премьерные показы криминальной комедии "Кто здесь?" по пьесе "Воры" Бориса Лагоды – нового художественного руководителя театра, назначенного на эту должность в конце 2022 года. Это первый спектакль худрука на рязанской сцене, к тому же полностью "авторский", где Лагода является и драматургом, и постановщиком.

Незадолго до премьеры Борис Лагода дал интервью областной газете "Рязанские ведомости". В нем было не только о ближайшей постановке, но и о планах театра, режиссерской позиции, "ноу-хау" его отношений с коллективом, театральной среде Рязани и многом другом. Относительно "Воров" Лагода рассказал, что написал эту пьесу для Котласского драматического театра по заказу самого театра на комедию в сжатые сроки. На этой сцене пьеса была впервые поставлена под исходным названием "Воры". Осенью прошлого года спектакль с таким же названием вышел на подмостках Саратовской оперетты. Судя по отзывам в прессе и соцсетях, в Котласе и Саратове бурлескная постановка имела успех.

В Рязани осуществлена уже третья инсценировка "Воров" среди театров России. Как видим, для рязанской сцены заглавие пьесы изменили. На мой взгляд, замена в целом удачная – название стало более интригующим, вызывающим интерес. И новое название хорошо обыгрывается в спектакле: испуганный вопрос "Кто здесь?" – точно эстафета, передается от героя к герою. Но вместе с тем оно не несет, не побоюсь этого слова, многозначительного социального подтекста, которое закладывал драматург. В пьесе воры в том или ином смысле все, а не только Чак в комбинезоне и с закрытым лицом.



В рязанском спектакле занят сильный актерский состав: заслуженный артист РФ Олег Пичурин; почетные работники культуры и искусства Рязанской области Юрий Борисов и Сергей Невидин и другие талантливые артисты: Андрей Блажилин, Полина Бабаева, Анастасия Бурмистрова, Анастасия Дягилева, Мария Звонарева, Екатерина Кишева, Наталья Моргуненко, Юрий Мотков, Роман Пастухов, Владислав Пантелеев, Дмитрий Рахманин. Художник-постановщик Эрих Вильсон, балетмейстер Нелли Дашевская, художник по свету Андрей Козлов.

События пьесы "Воры" развиваются в Америке, и это имеет значение, на мой скромный взгляд – не театроведа, а рядового зрителя. Впрочем, для обыкновенного зрителя, в конечном счете, в театре все и делается. Особенно часто "для него" ставятся комедии и иной легкий жанр. "Чтобы прийти в театр с семьей и друзьями отдохнуть, расслабиться, посмотреть комедию положений, посмеяться над персонажами, над их пороками, а в чем-то, может, и себя узнать. И вместе с тем получить заряд хорошего настроения", – сформулировал Борис Лагода выбор пьесы для знакомства с рязанской публикой. Эти слова режиссера являются "сверхзадачей" не только для конкретной постановки, но и почти для каждой комедии. Но "Кто здесь?" "дислоцирована" в Америке, в Бостоне, и этот факт имеет значение для всего ее художественного решения. Для той эстетики, в которой живут персонажи, и в которой оказывается публика вместе с ними.

Далее мне предстоит трудная задача: говорить о пьесе так, чтобы избегать спойлеров, и вместе с тем делиться своими впечатлениями. Искренне рекомендую зрителям посмотреть "Кто здесь?". Этот спектакль удачно вписывается в контекст весны, предпраздничного настроения и вечера отдыха.  


Генри (Андрей Блажилин). 

Конечно, без некоторых "базовых установок" не обойтись. Сюжет истории вполне интернациональный, а для нашей страны – так едва ли не типовой: заместитель директора крупного торгового склада Генри проворовался, перед ним маячит федеральная тюрьма штата Массачусетс, и только чудо может его спасти… При этом автор все же выбрал Америку и указал в аннотации, что время действия – наши дни. Я бы сказала, что место и время действия этой буффонады – не подлинная современная нам Америка и даже не пространство авторского воображения, а та Америка, какой ее представляет большинство. Пьеса апеллирует к узнаваемым приемам и образам – но это не обыкновенные люди, не "соседи по лестничной клетке", а персонажи из художественных продуктов. Скажем, запутавшийся в долгах и женщинах Генри чем-то похож на любого из "благородных", а также не очень благородных жуликов О.Генри: он, безусловно, мошенник, но обаятельный. Повевает новеллой американского классика "Родственные души" от сцены "знакомства" Генри с вором, вломившимся грабить склад, где задержался менеджер. Ситуативные антагонисты быстро становятся едва ли не лучшими друзьями. Правда, Генри имеет свои виды на воришку, который до поры не подозревает о том, что его используют. Наивность вора оправдана тем, что без нее не разыгралась бы комедия положений – а этот жанр представлен постановщиком и артистами в классическом виде.



Вспыльчивая жена Сара, которой Генри боится, и любовница Кристин, глупая как пробка и падкая на всякие блестящие вещички со склада (их она любит больше, чем мужчину) – фигуры "из той же оперы", которую уместнее называть мюзиклом. Многие детали сценического действа восходят к американским криминальным мюзиклам. На них делается акцент: в спектакле звучат песни в исполнении Фредди Меркьюри и других ретропевцов, а события перемежаются танцами, которые, скорее всего, не были бы оправданы логикой, если бы мы не находились в сюжете мюзикла. Кстати, танцевальные номера поставлены на очень хорошем уровне.

Главная аналогия, которая у меня возникла при просмотре – знаменитая киноновелла Леонида Гайдая "Операция "Ы". С нею много параллелей: все перипетии сосредоточены в складском помещении, вор приходит грабить склад, где "все уже украдено до нас", нечистый на руку представитель складской администрации собирается "списать" под флагом ограбления все свои махинации. И даже первое появление вора Чака напоминает культовый эпизод гайдаевской комедии: он встал в ряд манекенов и замер, а в нужный момент "ожил". Невозможно утверждать, что Гайдай изобрел все эти трюки и шутки: советский комедиограф был знатоком мирового кино, в его картинах специалисты находят множество отсылок к голливудским фильмам. Кстати, и в "Операции "Ы" присутствуют элементы мюзикла: музыкальной темой становится песня "Постой, паровоз", а эпизоды драки Шурика с Балбесом срежиссированы как акробатические этюды.



Борис Лагода сказал мне после спектакля, что одним из источников пьесы для него стал фельетон сербского драматурга Мирослава Митровича. Каюсь, я впервые услышала об этом авторе. Но Гугл выдал премьеру мюзикла "Ограбление в полночь" на сцене Дома культуры "Пушкино" по фельетону Митровича в 2021 году. Следовательно, не так уж Митрович неизвестен в нашей стране… Характерно, что его фельетон сделали именно мюзиклом. Очень уж удобно ложится в вычурную форму этого жанра "бродячий сюжет", способный разыграться в любом конце земного шара. Борис Лагода и рязанская труппа полностью соблюли сценическое оформление мюзикла.  Женские образы в пьесе и без того гротескные – а дамы еще и очень утрированно держатся на сцене. Мне многие реплики и жесты артисток показались наигранными – но в зале раздавался смех, то есть публика принимала эту "чрезмерность". Мужские персонажи пьесы не уступают женским по странности своего поведения – при этом актеры играли более взвешенно и выглядели убедительнее. Особенно мне понравился Сергей Невидин в роли Генри (эту же роль играет в другом составе Андрей Блажилин). Да и Чак, и глухонемой уборщик явно удались исполнителям. На первых показах между исполнением мужских и женских ролей была заметна некоторая дисгармония, но надеюсь, потом артисты "сыграются". По-другому быть не может! Из комедии положений всегда находится выход. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть