Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

26 декабря 2016 15:57

"Содружество актеров Таганки" вспоминает Леонида Филатова

Как сказал один из великих философов: “Поэты не уходят в прошлое, они растворяются в будущем”. В минувшие выходные в Театре “Содружество актеров Таганки” вспоминали Артиста. Артиста, который так много сделал для того, чтобы помнили других, и который, вне сомнений, сам навсегда останется в будущем.

Леонид Марголин. Фото: пресс-служба "Содружество актеров Таганки"
Леонид Марголин. Фото: пресс-служба "Содружество актеров Таганки"

24 декабря советскому и российскому актёру театра и кино, кинорежиссёру, поэту, писателю, Народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ в области кино и телевидения Леониду Филатову исполнилось бы 70 лет. В своих дневниках Леонид Филатов как-то написал: “Я не настолько нахальный, чтобы предполагать, что меня будут помнить после смерти кто-то кроме моих близких”. Он ошибся.

Леонид Филатов. Человек уникального, разностороннего таланта. Трудно сказать, кто он больше – актёр, режиссёр, пародист, поэт, писатель…  Потому что всё, что он делал, делал на высочайшем уровне. Работал так, как сам установил себе планку – “не просто серьёзно, а лучше всех”.
 
Как абсолютно серьёзно, будучи ещё совсем молодым человеком, он ходил по театрам Ашхабада, где жил тогда, и писал рецензии на спектакли “гастролеров”. К слову, после одной из разгромных рецензий разгневанный “премьер” зашёл в редакцию и потребовал адрес “этого Л. Филатова”. К счастью для искусства адреса ему не дали.

Выставка редких фотографий Л. Филатова. Фото: "Содружество актеров Таганки"
 
Как абсолютно серьёзно, по его собственным словам, “от провинциальной наглости”, приехал в Москву, поступать во ВГИК на режиссёрское отделение. Не поступил. И потом, абсолютно несерьёзно, за компанию, пошёл поступать в Щукинское театральное училище (“Ну, какой из меня артист, с таким-то лицом?”). Даже к вступительным экзаменам особо не готовился, поэтому читал свои произведения, придумывая имена авторов. И поступил. А спустя несколько лет вопреки многим прогнозам был принят в труппу Московского театра на Таганке. И именно в театре абсолютно серьёзно Филатов встретил свою судьбу – она звезда сцены, он – никому неизвестный актер, но это не имело никакого значения: “Я заболел Шацкой безнадёжно и навсегда”.
 
В кинематограф Филатов пришел довольно поздно, и как сам говорил, ему везло на хороших режиссеров. “Город первой любви”, “Экипаж”, “Забытая мелодия для флейты”, “Вам и не снилось”, “Женщины шутят всерьез”, “Сукины дети”. Несколько десятков – так много! – ярких, запоминающихся работ… И, увы, так мало!  Несмотря на огромную занятость в театре и кино, была ещё поэзия, переводы, сценарии к фильмам, литературные пародии. Была знаменитая сказка “Про Федота-Стрельца, удалого молодца”, которая мгновенно “ушла в народ” и разлетелась на цитаты.
 
Обо всём этом вспоминали на Большой сцене Театра “Содружество актеров Таганки”, где состоялась встреча друзей – День памяти “Чтобы помнили …”.  Говорили о многом, делились сокровенными воспоминаниями, читали избранные произведения Леонида Алексеевича.
 

Николай Губенко, художественный руководитель Театра, Народный артист РСФСР

“Я думаю, не имеет смысла говорить, как одарён Филатов. В актерской профессии он – признанный лидер. Лёня был чрезвычайно справедлив, честен и безгранично талантлив. Его погубила не болезнь почек, не инсульт. Его погубила болезнь, которой страдают лучшие люди России – стремление к справедливости. Справедливость – такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Его то ему и не хватало. А нам, мне лично, не хватает Лёни”.
 

Сергей Соловьев, кинорежиссёр, Народный артист России


Сергей Соловьев. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Это только кажется, что театр - просто пространство. Нет, это воплощённая человеческая душа! В том числе и душа Лёни Филатова. Я убежден, что это никуда не исчезло, не растворилось. Лёня - здесь и сейчас, жив и страстен.
 
У нас в театре была удивительная, веселая, студенческая жизнь, хоть мы и были уже взрослыми людьми. Помню, когда готовили спектакль “Чайка”, то в зале устроили настоящий пруд. Запустили лодку. Лёня репетировал сцену, когда Тригорин выясняет отношения с Заречной. Я ему говорю: “Ты все замечательно делаешь, но уже надоело, что ты всё время лодке сидишь, скучно. Ты босой? – Да! – Давай, вылезай и, гуляя по воде, продолжай текст”. И вдруг он берёт свою ногу двумя руками и перекидывает за борт. “Лёнь, Тригорин, конечно, старше Нины, но ещё не до такой степени. Так делать не надо. Вылезай, как ты вылезаешь”. И вдруг он мне в ответ сказал ужасно грустную фразу: “Я по-другому не могу”. Мы тогда страшно смеялись, что Тригорин не может ногу из лодки вытащить, а сам куда-то Нину зовет и обещает немыслимо прекрасную жизнь. Впрочем, как смеялись по поводу всего, что бы ни происходило, других эмоций не было, а ведь с этого момента началась эта трагическая история в жизни Филатова. Да и во многих наших жизнях. С этого момента началось Преодоление.
 
В этом человеке была колоссальная сила. Эта сила называлась силой таланта, потому что всё, что он делал дальше, это была энергия его таланта. И только потом до нас дошло-доехало, что произошло, что тогда было на репетиции с этой лодкой…
 
Как-то по-дурацки, рано, прервалась работа, которая доставляла нам столько наслаждения и радости”.   
 

Борис Галкин, актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, Заслуженный артист России, сокурсник Леонида Филатова

Борис Галкин. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Когда из жизни уходят родные, близкие сердцу люди, именно в этот момент чувствуешь, как их действительно не хватает, потому что вместе с ними уходит твоя любовь. Это чувство невосполнимо и оно остается между небом и землёй. Незадолго до трагического дня Лёня написал несколько строк, которые мне очень дороги:
 
Хоть нам с тобой уже немало лет, и нас порою посещают нужды,
Но ничего, как выяснилось, нет нужней старинной, юношеской дружбы.
Твой голос, друг, отважен и не лжив, всегда открыт и празднику и бою,
И если я ещё покамест жив, я жив ещё и дружбою с тобою.
 
Это действительно так, и мы живем друг другом и по сей день. Я живу”.
 

Валерий Александрович Иванов-Таганский, актёр, режиссёр, драматург, заслуженный артист России, один из тех, с кем Филатов работал и в театре и в кино, и о котором Леонид Алексеевич как-то сказал в театральном закулисье: “Валерка Иванов, конечно, хороший актер, но я его побаиваюсь, кулак у него, что надо”.


Валерий Иванов-Таганский. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Одна из первых театральных работ Филатова – спектакль “Товарищ, верь”. Здесь он впервые получил главную роль и к тому же материал, позволявший его поэтической натуре развернуться в полную силу. Пушкиных по замыслу режиссера спектакля Юрия Любимова  было пятеро. Иван Дыховичный играл Пушкина повесу. Пушкин – Борис Галкин – был чист, непосредственен и по-детски обидчив. Рамзес Джабраилов со всем своим темпераментом играл Пушкина-арапа. Золотухин, на мой взгляд, был Пушкиным, которого сочинил в своем воображении русский народ. А вот тот тонкий, почти эфирный материал, где зритель должен был поверить, что Пушкин не только поэт, а к тому же еще и гений, выпало на долю Филатова. Леонид с этой сложнейшей партитурой справился превосходно! Чем отличался Пушкин Филатова от других? Прежде всего – глазами. Весь фокус был в глазах. Они, не в укор другим исполнителям, которые играли первоклассно, чувствовали по особенному боль времени. Происходило помножение пушкинского вечного на отражение сегодняшнего. Позже эти глаза появились на экране и выделили Филатова из плеяды героев экрана его времени”.
 

Олег Митяев, автор-исполнитель, музыкант, актёр, поэт, композитор, Народный артист Российской Федерации

Леонид Марголин и Олег Митяев. Фото: "Содружество актеров Таганки"

“Как-то спросил совета у Леонида Алексеевича, что мне нужно обязательно прочесть. Филатов порекомендовал книгу Юрия Тынянова “Пушкин”. Это произведение настолько меня поразило и вдохновило, что я написал песню “Поручик”, которую потом везде исполнял. И когда доехали в Царское село, то уж как “дали”! Позже к нам подошёл человек из Фонда русской поэзии и сказал: “Хорошая у вас получилась песня про… Лермонтова. Это ведь он был поручиком. Но вы не расстраивайтесь, потому что Лермонтов тоже служил в Царском селе”.
 
Однажды Леонид Филатов сказал: “Я мечтал навсегда остаться в памяти современников. Этого не получилось”. И опять ошибся…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть