Единственный музей детства Саши Пушкина
16 июля 2020
Артём Дзюба рекомендует фильмы и сериалы
15 июля 2020
Эрмитаж и Русский музей объявили об открытии
15 июля 2020
Большая семья – большая радость
15 июля 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Национальный театр – жив или мёртв?

Каковы тенденции национальных театров? Национальный драматический театр Б. Басангова (Калмыкия).

Фото: twitter.com
Фото: twitter.com

Диктует ли театр новое понимание мира или подчиняется зрителю, выполняя развлекательно-просветительскую задачу?

В  ходе международной научной конференции "Психология, литература, кино в диалоге с театром" были заданы вопросы, актуальные для режиссёров, актёров и театра в целом: о построении инсценировки, о психотерапевтических возможностях драмы, о театре во времена "клипового" сознания, о том даже, что современный театр уже неактуален. Однако, несмотря на широкий тематический охват, вопрос "Что делать национальному театру в постоянно изменяющихся условиях современности? " не прозвучал. 


Фото: ipsy.bspu.by

В России существование и актуальность национальных театров ограничивается рамками национальных республик, где они предоставлены сами себе или же сообщаются только между собой. Неоднократны попытки создания единой площадки в столице, где каждый театр мог бы продемонстрировать свой репертуар –  актуально ли это? Кто придёт смотреть национальный театр республики Якутия или Мари-Эл, кроме уроженцев этих областей под веянием тоски по дому? Может, необходимо актуализировать вопрос национального театра для любого зрителя?


Фото: 2do2go.ru

Общая идея Российской Империи, а затем СССР – поддерживать единство народов и предоставлять возможности к культурному обмену – сейчас также продолжает существовать. Культура каждого народа уникальна. Через фольклор, литературу, музыку, театр мы получаем возможность дополнить свою картину мира, сделать её богаче. Таким образом, как успеть национальной культуре приладиться к бешеному темпу изменений? Стоит ли бежать или остановиться и переосмыслить себя?

Рассмотрим на конкретном примере, работе театра им. Б. Басангова в Калмыкии, на сцене которого происходит немало любопытных процессов: переосмысление мировой классики через зеркало национального самоопределения; фиксация, анализ и воспроизведение современности; переосмысление и интерпретация исторических событий, а также сюжетов национального эпоса, религиозных притч и фольклора.


Фото: kalmteatr.ru

В 2015 году состоялась премьера пьесы "Песнь о матери" на материале пьесы Баатра Басангова, написанной в 1940 году. Название отсылает нас к народной калмыцкой песне, в которой сын после войны скорбит по матери, однако сюжет повествует о судьбе женщины, вынужденной отправить сына на войну – происходит своеобразная игра автора со временем. События разворачиваются в маленьком калмыцком селении. Старшего сына, мужа и дочь она потеряла в многочисленных войнах. Теперь младшие сыновья Сян-Белг (имя героини) уходят на войну. После вести об их погибели несчастная мать отправляется к мрачному мифологическому существу, царю подземного мира – Эрлик хану. И даже он не в силах смотреть на её страдания, поскольку ничем не может помочь. Эта пьеса – не только выражение скорби по погибшим в Первой мировой и Гражданской войнах – она предвестие Великой отечественной войны и высылки калмыцкого народа в Сибирь.


Фото: etnoteatr.ru

Постановка этой пьесы – попытка переосмыслить исторический опыт и значение фигуры женщины, матери в сохранении осколков национального самосознания, попытка передать вечный сюжет – трагедию борьбы человека с миром, реалистично агрессивным, отнимающим буквально всё самое дорогое и бессилия перед ним.
В апреле 2016 вышел музыкальный спектакль "Я – Будда". По оценкам критиков, текст пьесы полон анахронизмов и является скорее интерпретацией религиозного сюжета о Сиддхартхе Гаутаме, ставшем Буддой. Однако режиссёрские решения достаточно оригинальны при разработке подобного сюжета: во-первых, использование различных временных отрезков в свободном порядке; во-вторых, неоднозначное, даже спорное решение сделать антагониста человеком, нуждающимся в инвалидной коляске и перемещающимся с её помощью; в-третьих использование хора и музыкальных партитур, зачастую затмевающих по яркости действие на сцене. Постановка получила в народе меткое название "Будда-Суперзвезда". Возможно, для усовершенствования постановки необходима была бы более острая критика, но перед нами "неоднозначный" религиозный мотив и работа режиссёра национального театра – что также препятствует адекватному критическому разбору.


Фото: savetibet.ru

В театральном сезоне 2019 года на сцене была показана пьеса-притча "Ойраты мои ойраты", премьера которой состоялась в 2012 году под названием "Кровавый трон". В постановке повествование линейно, ясен основной конфликт – перед нами традиционно построенная пьеса с известным сюжетом о борьбе за власть. Оригинальными можно назвать только костюмы и сценографическое решение. Интересно отметить, что постановки с подобным содержанием наиболее понятны зрителю.


Фото: minkultrb.ru

В 2015 году состоялась премьера спектакля "Калмыцкая свадьба". Назвать спектаклем в полной мере действие на сцене нельзя, так как постановка – своеобразная иллюстрация полузабытых традиций для юного зрителя. Тем не менее, постановка была оценена благодаря актёрской игре, оживляющей дидактическое содержание.
Любопытна попытка молодого режиссёра Марины Кикеевой сделать из пьесы Шекспира "Ричард Третий" моноспектакль. Стоит отметить, что это одна из немногочисленных постановок на материале мировой классики – поскольку в театре им. Б. Басангова подобное явление редкость.


Фото: egov-buryatia.ru

Каждый год в афише театра появляются спектакли на военную тематику к 9 мая, различные вольные песенные "капустники" к праздникам, нередки включения в репертуар уже проверенных временем и зрителем постановок, а также эксперименты режиссёров с новой формой на сюжеты старых сказок, исторических событий и эпоса. Несмотря на небольшой охват, театр продолжает работать и находить своего зрителя как в пределах, так и за пределами республики – на фестивалях, конкурсах, гастролях.
Возможна ли актуализация национального театра как культурного феномена? Что препятствует этому? Недостаточность использования современных методов выражения, инструментов нового театра? Или же медленный темп принятия зрителем эстетических взглядов новаторов театра?
Как мы видим, национальный театр не ставит перед собой сверхзадач по усовершенствованию или пересмотру собственного инструментария. Пока что он ориентируется на своего зрителя и не рисует для него новых картин мировосприятия. "Жив" он или "мёртв" зависит от зрителя.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Единственный музей детства Саши Пушкина
Артём Дзюба рекомендует фильмы и сериалы
Эрмитаж и Русский музей объявили об открытии

В Москве

"Непокорные": в Рязани представят творчество участников знаменитой "бульдозерной выставки"
Слово сильнее заразы: как в разгар пандемии прошёл книжный фестиваль "Красная площадь"
Ольга Волкова: "Москва меня баловала"
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть