"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Рецензия впечатлительного человека. Спектакль "Один день в Макондо".

Специально для "Ревизора.ru".

Спектакль "Один день в Макондо". Все фото с официального сайта СТИ
Спектакль "Один день в Макондо". Все фото с официального сайта СТИ

Бесконечно можно смотреть на три вещи: на огонь, воду — и спектакль "Один день в Макондо" в Студии театрального искусства (СТИ), трудами которой Москва на целый выходной превращается в вымышленный колумбийский городок — тоже на букву "М". Стремительная жизнь столицы замедляет свой бег, гость выключает мобильный телефон — и ему открываются секреты злополучного семейства Буэнди́а, в маленьком мире которого возможно всё. Даже зоологический бордель.

Спектакль "Один день в Макондо" длится более 9 часов: согласно афише, начало — в 13:00, а окончание — около 22:00, что на театральном языке значит "ближе к 23 часам". Ведь в Макондо времени нет, и даже в субботу чувствуешь холодное дыхание понедельника: дня, который остаётся понедельником и во вторник, и в среду. Подле меня сидела зрительница, приехавшая на знаковую постановку СТИ из другого города центральной России: она дождалась финала, несмотря на то, что видела спектакль уже второй раз и рисковала опоздать на поезд. Но это, определённо, стоило того: по её собственному признанию, она, будучи психологом, сама приобретала билет с терапевтической целью. А постановка столь эпична по объёму, столь многогранна по совокупности реализованных в ней режиссёрских решений, что у каждого что-нибудь да откликнется в сердце.
 
Те, кто не читал роман "Сто лет одиночества" Г. Г. Маркеса, инсценировка которого легла в основу спектакля, и боится вдруг изобилия имён, которые невозможно запомнить: не откладывайте визит в театр! В постановке учтён этот момент: иначе бы вряд ли в ней фигурировал комический эпизод, где Урсула безуспешно втолковывает своему сыну Аурелиано его запутанную родословную — из-за одного только, что в разговоре зашла речь про Аурелиано Второго. Похоже, создателей не обошли стороной латиноамериканские мыльные оперы 1990-х.
 
Режиссёром спектакля выступил Е. М. Перегудов, с недавних пор — художественный руководитель театра им. Маяковского. И тем забавнее, что сейчас в качестве одного из действующих лиц, который приносит нужные музыкальные инструменты членам оркестра и вообще выступает серым кардиналом сцены (например, помогает одному из персонажей стоять "над" открытой дверью, но затем оказывается разоблачённым, потому что дверь непредвиденно захлопывают), выступает человек в фирменной майке сотрудника театра Маяковского. Такого рода шутка — не просто нативная реклама (которую, благо, режиссёр может себе позволить: г-н Перегудов является выпускником мастерской С. В. Женовача, худрука СТИ), а наглядное подтверждение тому, что постановка, которую создатели характеризуют как череду "искромётных импровизаций и оригинальных этюдов", по-настоящему живёт, обрастая новыми смыслами с 2018 года. Вопреки колоссальному для современного театра хронометражу, зрителю не дают заскучать ни на минуту: я, ваш покорный критик, ни разу не посмотрела на часы, пока шло действие, хотя довольно часто этим грешу.

 
Быть может, тому причина — особая атмосфера гитисовских штудий, которая была так бережно сохранена в постановке? Конструкция и внешний вид Большой сцены, — сцены-трансформера, бытовые механизмы которого становятся частью представления; аскетически чёрного куба; минималистичного пространства, где есть место только безграничному полёту фантазии, — располагает к этому. Но "Один день в Макондо" куда глубже студенческого спектакля: мрачный аскетизм оттеняет здесь блистательные безумства магического реализма, как приближение смерти обостряет жажду жизни. Если вы окажетесь в стенах театра, чья любовь к нюансам заметна с самого порога (СТИ унаследовал эстетику исторического места, бывшего фабричного театра К. С. Станиславского), обязательно обратите внимание на то, как в вечерней части спектакля, — в "Одиночестве смерти", — обыгрывается дыра в стене, начало которой дал всего лишь один вытащенный Мелькиадесом кирпич: действие поражает неслучайностью деталей, их продуманной символичностью. Равно как и то, что — относительно дня — вечером стена будто бы надвигается на зрителя, а вместе с тем и действие частично переносится в зрительный зал.
 
Будьте готовы и к тому, что заявленные "мимическая акробатика" и "пластические интермедии" — не цирковое развлечение, а тончайшая пластика сродни биомеханике Вс. Э. Мейерхольда, которая соединяет незримыми нитями все проявления жизни. Например, в одной из сцен движение Хосе Аркадио младшего уподоблено движению карты под рукой Пилар Тернеры, ведь вся жизнь, как говорится в одном из монологов Аурелиано, есть цепь судьбоносных случайностей. Кроме того, пластика позволяет освоить и применить всё пространство сцены, включая и металлический остов мостка, олицетворяющего в постановке небеса (в понимании и загробного бытия, и ощущения "на седьмом небе от счастья"), и даже дугу стенной арки, по которой можно ходить вверх ногами. Особенно замечательна пластика в сценах любви, вызывающих чувство вневременности (хотя в музыку вплетены звуки часового механизма: memento mori!) и преодоления земной гравитации. Иными словами, для раскрытия повторяемых событий закольцованной истории режиссёру удалось найти ни разу не повторяемые приёмы... и неповторимые: к дисклеймеру из афиши — спектакль "запрещён для детей" — стоит добавить оправданное клише, что все трюки выполнены профессионалами.

 
В 2020 году "Один день в Макондо" стал "гвоздем сезона": спектакль был удостоен соответствующей премии СТД РФ. Спустя три года, он и по-прежнему — "гвоздь": овации на недавнем спектакле были бурными и продолжительными, точно на премьере, и труппа театра, кажется, была приятно удивлена. По крайней мере, после спектакля были слышны воодушевлённые возгласы уставших актёров, выходивших в опустевший двор Фабрики, что в этот раз им удалось сыграть ещё лучше, чем прежде.
 
Спектакль подойдёт тем, кто хочет хотя бы на один день избавиться от одиночества... и вместо одного дня получить "сто лет".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть