Зарубежные авторы – шорт-листеры иностранной номинации премии "Ясная Поляна"
16 мая 2022
135-й день рождения Игоря Северянина
16 мая 2022
Полет Конька-Горбунка и Марат Башаров в роли Царя в НОВАТе
15 мая 2022
"Под крышей" Театра Моссовета — новая премьера
15 мая 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

28 декабря 2021 19:10

Театральная педагогика как шаг к успеху

Специально для "Ревизора.ru": заметки с конференции по театральной педагогике, проведенной Ассоциацией музыкальных театров России.

Ведущая тренинга Ольга Андрейкина (справа). Фото автора.
Ведущая тренинга Ольга Андрейкина (справа). Фото автора.

Ради успешного будущего своих детей современные родители со школьных лет приобщают их к всевозможным тренингам и развивающим программам. Ведь в зрелом возрасте придётся всё чаще сталкиваться с методиками, направленными как на усовершенствование квалификации, так и на личностный рост или адаптацию в коллективе. Однако мало кто задумывается, что популярная нынче практика тренингов берёт своё начало из театральной педагогики.

Российская педагогическая школа, а также традиции отечественных детских театров внесли огромный вклад в становление специализации театрального педагога. Но сегодня, несмотря на огромную популярность методик, сложившихся именно в театральной педагогике, обо всей актуальности этой профессии знают, пожалуй, немногие. Для того, чтобы нужные и важные сегодня принципы театральной педагогики входили в арсенал и школьных учителей, и педагогов досуговых курсов, и специалистов по повышению квалификации, Министерство культуры задумало новый проект: "Встреча с театром. Профессиональные мастерские – школьным театральным коллективам". Для его осуществления привлекли Ассоциацию музыкальных театров России, которая, при поддержке Российского фонда культуры, объединила в качестве слушателей педагогов и работников театров из самых разных городов России, а в качестве лекторов пригласила наиболее авторитетных столичных специалистов в области образовательных практик.

Сначала в течение месяца о специальности "театрального педагога" или близкого ему по направленности"тренера-технолога образовательных практик" в разных регионах страны рассказывали на практикумах и мастер-классах специалисты педагогического отдела центра им. Вс. Мейерхольда и НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Эти региональные семинары позволили театральным педагогам и учителям гуманитарных, междисциплинарных предметов прикоснуться к различным методикам по развитию личностных качеств, основанным на анализе произведений искусства разных жанров. Более интенсивным погружением в освоение таких методик стала завершающая серия тренингов и мастер-классов, прошедшая в двух крупнейших московских детских театрах: Детском музыкальном театре имени Наталии Сац и РАМТе. Оба эти театра явились основоположниками театральной педагогики в нашей стране. Символично, что именно они стали местом завершения проекта "Встреча с театром". Именно в их стенах происходит первая встреча с театром у множества детей и подростков. А главная задача театров – приобщение зрителей самых разных возрастов к восприятию и пониманию явлений культуры – абсолютно совпадает с целью театральной педагогики. Понимание искусства важно людям самых разных возрастов, но чем раньше в ребёнке будет раскрыто умение воспринимать и осознавать художественное значение культурных событий, тем ярче и богаче будет его интеллектуальный и эмоциональный потенциал во взрослой жизни.


Мастер-класс Аллы Лисициной. 

О том, как важна эмоциональная открытость и умение осознать свои эмоции и впечатления, говорилось на мастер-классе руководителя педагогического отдела Центра имени Мейерхольда, театрального педагога и психолога Татьяны Климовой "Введение в театральную педагогику: опыт событийности". Для эффективности работы любого педагога важно качество общения с учениками и истинная увлечённость своим предметом. Но для театрального педагога, говорящего с нигилистами-подростками о таких возвышенных и тонких материях, как произведения искусства, это качество контакта с аудиторией многократно важнее. Поэтому так значимы не только компетентность, но и каждый жест, даже тон голоса. Ведь театральному педагогу надо настроить слушателей на диалог, через обсуждение впечатлений прийти к постижению смыслов спектакля, романа или картины. Художественный объект для изучения может быть выбран из разных видов искусства, но для его постижения всегда необходимо пройти путь, который начинается с внутренней настройки человека на восприятие художественного произведения. А педагог должен следовать правилу "трёх З": заразить, замотивировать, заинтересовать. И тогда дети непременно удивят откровениями.

Собственно, люди и приходят в театры для того, чтобы пройти по такому пути постижения себя, своих устремлений через соприкосновение с искусством.

Арсенал театрального педагога включает огромное количество игровых методик. Это, например, развивающие навыки коммуникативности, внимания и памяти игры для младших школьников, о которых увлекательно рассказала режиссер-педагог, автор клубных программ РАМТа Алла Лисицина в своём мастер-классе "Театральные игры в помощь школьному учителю". Содержащие более сложные сценарии тренинги для молодёжи и взрослых представила на практикуме "Педагог: человек играющий" руководитель пресс-службы Московского театра Олега Табакова, театровед Ольга Андрейкина. Сногсшибательные тренинги, в которых слушателями выступили все участники конференции, представила режиссер-педагог, старший преподаватель кафедры режиссуры и актерского мастерства МГИК Юлия Рыбакова. На встречах с ней солидные педагоги со всей России самозабвенно стучали в бубны, там-тамы и барабаны, выдували немыслимые шумы и свисты из трещоток, дуделок и флейт Пана, а всё потому, что на этих тренингах ставились увлекательнейшие задачи. Например, звуками фольклорных инструментов нарисовать картину грозы, или моря, или горный пейзаж. И, оказывается, стоит закрыть глаза, прислушаться к ощущениям от возникающих в нашем мозгу образов, как в памяти всплывают их звуки, и вот уже оказывается возможным изобразить звуками самые разные явления.
 
А мастер-класс "Создаем инсценировку в сотворчестве с детьми" ведущего научного сотрудника Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, театроведа Александры Никитиной, ясно и доступно демонстрировал особенности такой сложной и специфической профессии, как драматург. После прочтения небольшого литературного отрывка участникам этого мастер-класса следовало самим создать миниатюрную пьесу по мотивам прочитанного.


Ведущая мастер-класса Александра Никитина (в центре).

Конференция позволила столь глубоко погрузиться в специфику методов приобщения детей к театру и драматургии, что все, кого ни спроси, говорили о важности и ценности услышанного, о необходимости проводить подобные форумы театральных педагогов регулярно.

Родителям, совершенно очевидно, следует приводить своего ребёнка на занятия к театральным педагогам. Причём, даже если у чада вовсе нет интереса к театру и к искусству вообще, на театральных тренингах этот интерес обязательно появится. Такие занятия с театральными педагогами сегодня есть в большинстве академических детских театров. После этих встреч каждый ребёнок разберётся не только в том, что такое театр, но и в самом себе, познает суть не только классического театрального наследия, но и хрестоматийной литературы и, что особенно важно, сквозь призму переживаний героев вымышленных сможет осознать и понять дилеммы, встающие перед подростками в переходном возрасте.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Зарубежные авторы – шорт-листеры иностранной номинации премии "Ясная Поляна"
135-й день рождения Игоря Северянина
Полет Конька-Горбунка и Марат Башаров в роли Царя в НОВАТе

В Москве

В 2022 году исполнилось 55 лет со дня зажжения Вечного огня в Александровском саду
"Смесь балагана и небес" - "Укрощение строптивой" в Театре Моссовета
智水仁山 "Мудрость рек, гармония гор" – китайский традиционный пейзаж
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть