Самые красивые мечети Казани
25 января 2022
Кумир миллионов: день рождения Владимира Семеновича Высоцкого
25 января 2022
Как Высоцкий звучит на языках народов мира
25 января 2022
Резиденция "Академия Звука" объявила open call для начинающих музыкантов
24 января 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Горький юбилей российского цирка. Блог Станислава Литвинова

26 августа 1919 года В.И. Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров "Об объединении театрального дела", согласно которому цирки России стали государственными, и эта дата считается началом отечественного циркового искусства.

Фото: АиФ Тверь
Фото: АиФ Тверь

Казалось бы, нет ничего более мирного и радостного чем цирк – кстати, как раз сейчас, в эти дни, российский цирк как единая организация, объединяющая сотни артистов и десятки манежей по всей стране отмечает вековой юбилей. От невероятно развитой и щедро финансируемой советским государством системы Союзгосцирка нынешнее федеральное казенное предприятие "Российская цирковая компания" получила колоссальное наследство, и это не только уникальные творческие коллективы и знаменитые цирковые династии.

В эпоху СССР тщательно создавалась материальная база, включающая в себя здания стационарных цирков, гостиницы и общежития, учебные заведения и многие другие объекты. В масштабах страны эта материальная база оценивается во многие миллиарды рублей, и неудивительно, что в эпоху "дикого капитализма" появились желающие прибрать к рукам собственность, создававшуюся трудом многих предшествовавших поколений цирковых деятелей.
 
Как ни жаль это признавать, но Росгосцирк подошел к своему юбилею в состоянии стагнации и хаоса. Продолжающаяся в последние годы чехарда в руководстве компании, бесконечные смены генеральных директоров и весьма странная коммерческая деятельность, ведущаяся вокруг формально государственного предприятия, вызывает вопросы к Министерству культуры и его руководителю: не станет ли начало второго столетия истории российского цирка эпохой его гибели как единой и продолжающей худо-бедно, но все-таки работать структуры? За последние годы число попавших на страницы СМИ скандалов, связанных с коррупционной деятельностью в Росгосцирке, превышает все разумные пределы, но Минкульт на них реагирует лишь снятием очередного директора с отправкой "на кормление" подальше от столицы и центрального офиса.

Дмитрий Иванов. Фото: Udm-Info
 
В качестве примера приведем сумбурную деятельность Дмитрия Иванова, бывшего директора цирка в Ижевске, занявшего должность главы Росгосцирка в 2016 году. Для начала господин Иванов "перетащил" из Ижевска в московский главк всех возможных друзей-родственников, устроив в центральном офисе настоящую чистку среди старых сотрудников ради освобождения вакансий. Его заместителем, а заодно и главой петербургского цирка Чинизелли, становится бывший директор Ижевского зоопарка Сергей Беляков, отдельно прославившийся поддельным дипломом о высшем образовании. Этот факт был установлен Дорогомиловским судом Москвы, однако в Минкульте на такие мелочи традиционно не обратили внимания: какая чепуха, одним из ведущих подразделений госкорпорации руководит человек мало того, что без профильного образования, так еще и подделавший диплом! Впрочем, господин Беляков после скандальной отставки своего патрона даже исполнял обязанности директора Росгосцирка – это при том, что министерство обязано было как минимум знать об уголовном деле 2011 года, когда их обоих еще в Ижевске ФСБ обвинила в выводе более 120 миллионов бюджетных рублей по фиктивным контрактам на организацию цирковых представлений с подставными компаниями ООО "Премьера" и ООО "Планета". Думается, никто не удивится, узнав, что бенефициаром этих компаний была жена господина Белякова Марина Кузьмина...
 
В годы управления госпредприятием ижевскими деятелями культуры происходили и прочие удивительные вещи. Дочерняя компания корпорации "Цирк-Сервис" была наделена исключительными правами на реализацию поставок и аренду помещений, находящихся в федеральной собственности – коррупционная емкость здесь исчисляется в десятки и сотни миллионов рублей. Разумеется, никаких прозрачных тендеров и конкурсов не велось, зачем такие глупости, когда на кону стоят огромные деньги? Показательный пример – арест Следственным комитетом финансового директора цирка в Астрахани, который за взятку наличными был готов уступить частному предпринимателю право торговать в цирке напитками и сувенирами без заключения официального договора. В итоге при господах Иванове и Белякове государственные цирки начали напоминать не учреждения культуры в ведомстве соответствующего министерства, а стихийные базары эпохи недоброй памяти 90-х годов: в цирке Курска почему-то торгуют нижним бельём и шубами, в Брянске рыбой (кстати, куда смотрит Санэпиднадзор? Вы можете себе представить рыбную торговлю, например, в Большом театре – таком же учреждении, подведомственном Минкульту?) и так далее. Всей этой красотой неописуемой ведает, разумеется, "Цирк-сервис", а договоров и контрактов никто и в глаза не видывал – это миллионы неучтенной "налички", отсутствие налогов в бюджет и испарившиеся незнамо куда деньги за аренду государственных площадей. Впрочем, мы подозреваем, куда именно, но этот факт должны наконец-то установить следственные органы, а судьбу фигурантов решить суд.

Сергей Беляков. Фото: Е1
 
Вопиющий факт – исчезновение Ижевского цирка со всей инфраструктурой из списка из штата Росгосцирка и превращение его в отдельное юридическое лицо: Иванов с Беляковым подготовили себе путь к отступлению из Москвы в случае возникновения трудностей и попросту реквизировали государственное имущество. Или вот замечательный пример их деятельности во времена директорствования: цирк Чинизелли в Санкт-Петербурге в процессе перехода в состав госкорпорации дважды покупает одну и ту же программу представлений труппы братьев Запашных "ЦиркUS 2.0" – сперва как ликвидируемое юридическое лицо, а затем уже как подразделение Росгосцирка. В первом случае было выплачено из бюджетных средств 29 миллионов рублей, во втором 22 миллиона рублей – количество представлений от этого, разумеется, не изменилось, а куда пошла разница от двойной оплаты, даже гадать не нужно.
 
Таких примеров не один, не два и не десять. Директоров цирков, не согласных с политикой успешных коммерсантов, вставших во главе федерального предприятия, увольняли по смехотворным причинам – допустим, знаменитый советский клоун Анатолий Марчевский был уволен в феврале 2019 и восстановлен в должности по суду в августе этого же года, после отставки господина Иванова, чьи обязанности начал исполнять его бессменный заместитель...

Ну и, наконец, апофеоз этой не слишком приглядной истории: в 2017 году был принят удивительный документ "О Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года", который может окончательно поставить крест на существовавшей целое столетие организации. Среди многословия и клятвенных обещаний развивать, преумножать и реформировать затесалась неприметная Глава 5, где предлагается разделение единой структуры на отдельные подразделения. Артисты объединяются в некое абстрактное "артагентство", а хозяйственной деятельностью, в том числе всеми вопросами использования площадей, зданий и иной недвижимой собственности, будет заниматься отдельный орган, состоящий из эффективных менеджеров наподобие описанных выше специалистов по бизнесу из Ижевска. Переводя на русский язык – цирк очищается от артистов и творческих коллективов, которые не будут способны влиять на хозяйственную деятельность успешных бизнесменов. Захотели – снесли здание цирка и построили на его месте жилой дом или торговый центр. Захотели – продали цирковую гостиницу. Такое разделение формально повышает "инвестиционную привлекательность" недвижимости, но при этом "артагентства" предсказуемо банкротятся, и коллективы артистов могут идти на все четыре стороны.
 
Неудивительно, что эта странная концепция со всеми поправками окончательно была принята 13 декабря 2017 года при директорате вышеупомянутых господ с дальним прицелом – фактически она нацелена на ликвидацию единой государственной структуры Росгосцирка и "дерибан" его активов.
 
Встают вполне закономерные вопросы к Министерству культуры и господину Мединскому: как и почему в руководстве Росгосцирка оказались неоднократно скомпрометировавшие себя люди? Как и почему за минувшие годы ущерб государству составил сотни миллионов, если не миллиарды рублей? Отчего руководство министерства смотрит сквозь пальцы на развал государственной компании и неприкрытое воровство таких контор, как "Цирк-Сервис"? И наконец – способно ли министерство наконец-то навести порядок в отрасли, навсегда отстранив от руководства цирком людей, не способных думать о развитии циркового искусства, а только участвующих в сомнительных и наказуемых схемах, за счет федерального бюджета и эксплуатации федеральной собственности?
 
Если меры не будут приняты немедленно, Россия рискует потерять важнейшее из искусств.  
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
НОВОСТИ

Новые материалы

Самые красивые мечети Казани
Михаил Харит: "Мы живём в “договорной” реальности"
Кумир миллионов: день рождения Владимира Семеновича Высоцкого

В Москве

Театральная школа во всю страну
Закрытие VI фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку"
В Москве проходит второй этап 41-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть