Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Татьяна Эверстова: "Чем сильнее любишь, тем больше ненавидишь того, кто причиняет боль объекту твоей любви".

Интервью с якутским режиссером фильмов "Его дочь" и "Замыкание" – специально для "Ревизор.ru".

Фото из личного архива Татьяны Эверстовой.
Фото из личного архива Татьяны Эверстовой.

13 мая в прокат выходит триллер "Замыкание" Татьяны Эверстовой, повествующий о сложной жизни девочки-подростка в якутском селе начала 80-х. Это остросоциальный автобиографический фильм на тему любви и ненависти. Картина участвовала во множестве кинофестивалей, таких как "Окно в Европу", "Горький fest", "Кинокавказ", "Спутник над Польшей", "Неделя Российского кино в Париже", "Будем жить", "Восемь женщин" и "Международный кинофестиваль Шакена Айманова" и завоевала множество призов.

Татьяна, "Замыкание" – это и отдельный фильм, и продолжение истории Танечки ("Его Дочь"), истории о вашем детстве в колыбели любви бабушки и дедушки, в объятиях дикой природы, в присутствии незримого и его предзнаменованиях. В новом фильме Таня становится старше, как меняется её мир?
 
Это две самостоятельные картины. В первом фильме я рассказывала о "рае", а второй фильм – это "ад". Взглядом художника я смотрю глубоко в прошлое и вижу все проблемы девочки-подростка. В обратной перспективе я осознаю причины подростковых трудностей. Так сложился фильм о юной девушке, в которой зародилось зло. В юности опыт слабый, колеблющийся - французы называют это "невозможной любовью". Героиня, как и все нормальные молодые девушки, начинает интересоваться парнями. Как сложится её первый опыт, вы узнаете из фильма.

Таня - героиня фильма "Замыкание". Фото: kino-teatr.ru
 
В Тане просыпаются первые нежные чувства, но в то же время в ней зарождается и зло?
 
Да, у людей всегда есть большая тень любви – ненависть. Чем сильнее любишь человека, тем больше ненавидишь того, кто причиняет боль объекту твоей любви. Таня очень любит маму, начинает ненавидеть отчима и решает избавиться от него.
 
Планируется цикл фильмов-автобиографий о разных этапах вашей жизни: детство "Его дочь", отрочество "Замыкание", студенчество, замужество, материнство и завершающий фильм. Первый фильм - это драма. Второй фильм – триллер. Будете ли вы дальше экспериментировать с жанрами?
 
Да, конечно, буду экспериментировать! Я пока не решила, в каком жанре будет следующий фильм, но сценарий уже почти готов. Раньше я планировала поместить героиню в историческую среду 70-х, 80-х, 90-х, и так далее по хронологии. Сейчас я от этого отхожу, потому что восстановить Якутск 80-х годов очень сложно. Во-первых, из-за бюджета, а во-вторых – сейчас город совсем другой. Наверное, я буду уходить в психологическую и внутреннюю, трансформацию Тани.

Жанр третьего фильма пока не ясен. Но я уже точно решила, что четвертый фильм будет мистическим. В то время я переехала в поселок Хандыга (бывшее "управление лагерей Дальстроя и Янстроя"), расположенный в 450 километрах от Якутска. Страшное место. Посёлок был чужим, холодным. Вокруг - масштабная советская промышленность, от которой зимой шел черный снег. Как-будто я не в Якутии находилась. Среда казалась иной.

Мистика в четвертом фильме будет связана с атмосферой этого сложного места. ГУЛАГ, колючая проволока, трасса, которую зэки строили. Сотни километров дороги, сотни тысяч людей положены под ней. Тяжелое по энергетике место. Это было самое худшее время. "Ад" показан во втором фильме, но по ощущениям ожидания чего-то нехорошего, мистического и зловещего – это будет четвертый фильм.

Татьяна Эверстова. 
 
А третий фильм – в каких настроениях?
 
Первые два фильма можно назвать камерными. Третий фильм будет монументальным, в психологическом ракурсе. Таня интроверт, она живет в маленьком мире. В третьем фильме настанет время выходить в мир большой – в социум. Девушка начнёт общаться, понимать устройство, специфику времени. Общение со студентами, подружками, парнями будет ей интересно.

В 80-е годы, в период застоя, менялось сознание людей, образовывались социальные завихрения. В физике есть понятие "энтропия". В застойное время одни электроны приходят в движение, активируя другие, и начинается масштабное движение против системы. В то время была борьба, на каждой кухне обсуждали Брежнева, обсуждали систему. В третьем фильме я постараюсь отразить эти внутренние и внешние социальные настроения.
 
Вы упомянули ранее, что замыкание это "кино для всех", в отличие от первой картины. Что вы почувствовали, когда некоторые критики оценили второй фильм не так, как первый?
 
Ожидала этого. Я же понимаю их ожидания. Поэтому реакцию предвидела, но повторяться не планировала. У меня свои планы. Девочка изменилась и среда стала другой. Сначала я даже не думала, что меня возьмут на кинофестивали, но почему-то начинают приглашать. Конечно, на второй фильм нет таких рецензий, как на первую картину. И я понимаю - критики ждали другого, но, мне кажется, зритель первый фильм не до конца понял. Киноведы, кинокритики хвалили, печатали газеты, по телевизору рассказывали, но зрителю было все равно.

Поняли те, кто был готов, у кого открытое сердце, ностальгия по детству. Кто ещё помнит щемящее чувство любви из детства, запах оладий, треск печки, шорох выстиранной заботливыми руками одежды. Тот, кто пережил потерю своих родителей, старшего поколения, тот начинает по-другому всё это осознавать. Детство у всех разное, но чувства похожи. 

В первом фильме присутствует якутский культурный код, но, в первую очередь, – это фильм о жизни советского ребенка. Всё было у всех одинаковое: дом, утварь, мебель, ковры. Как в фильме Рязанова. В первом фильме я пригласила не национально-этнического композитора, а композитора француза (Жири Хегэр), чтобы он передавал чувства девочки, только на это нацелилась. В "Замыкании" тоже советская бытность, я пригласила Илью Зудина, заказывала именно советское звучание. Там советское, тут советское, и в третьем фильме тоже будет советское. Национальная музыка пойдет с пятого фильма. Там республику будем строить.

 
Что вы цените больше всего в людях, с которыми работаете в команде? Какие качества?
 
Я всегда в себе. Не могу с человеком, который тоже всегда в себе. Я как улитка выползаю, когда надо где-то светиться, по красной дорожке ходить или представлять фильм, а в работе я очень сосредоточенный человек, и мне нравится, когда ребята легкие на подъем. Когда начинаешь планировать, чтобы не говорили: "О, это будет сложно! Это невозможно!" Нет. Начинают экспериментировать, начинают предлагать. Очень весело проходили съемки, в этот раз ребята все молодые оказались… они так загорались работой! Тяжелых людей я не принимаю, потому что я сама – тяжелый человек.
 
Вы очень самокритичны, Татьяна.
 
Да, наверное, скажем так. Но никто этого не замечает, я просто так думаю.

Съемочная группа. 
 
Вы, кажется, притягиваете очень интересных людей в свою команду.
 
Да, наверное. И мне очень везёт. В начале моего режиссерского пути со мной работал Иннокентий Аммосов. Он мой друг, соратник. Хороший оператор. Насчёт горизонта… Он сильно заболел, ему пересадку печени сделали. Он был так настроен, что скоро выздоровеет, и мы начнем что-то снимать летом. Ждал выхода моего первого фильма, всех собирал, очень сильно помогал. Вдруг он мне отправляет сообщение: "Когда будет готов фильм?". Я долго делала фильм и при его жизни, к сожалению, не успела. Смотрю, у него аватарка изменилась в мессенджере. На картинке изображена дорога к горизонту. У меня сердце упало. Он живой, в больнице лежит, планирует съемки, но его душа почему-то выбрала эту картинку. Если бы здоровый человек такую загрузил, я бы ничего не подумала, а когда это делает больной человек, он уже горизонт свой видит. И как-то нехорошо стало мне, хотела написать: "Убери эту картинку". Потом я ему пишу: "В этом мире любовь важна, да?" Мы с ним всё время работу делали с любовью и о любви. В первом фильме любви очень много. У нас двоих очень хорошие семьи, поэтому мы оба понимаем, что это такое. Он мне отвечает: "Да, только любовь"... Это было последнее его слово. Вместе с ним всё творческое, радужное время закрылось. Какая потеря!
 
Татьяна, очень жаль! Может быть, это войдет как-то в ваши фильмы?
 
Да. Это в последнем фильме может отразиться, но мы не будем загадывать. Сценарий пока не написан.
 
Вы бы сыграли сами себя в этом последнем фильме?
 
Хочу. Да, я хочу. Не знаю, есть ли у меня актерский талант, я всегда по ту сторону камеры. Даже фотографий нормальных нет. Когда просят, всегда одну и ту же фотографию отправляю (смеется).  Фильм будет про духовность, поэтому, думаю, сыграю сама. Примерно понимаю, что будет в фильме. Фильм будет очень странным для обычного зрителя.

Съемочный процесс. 
 
Правда для вас крайне важна, и вы не стесняетесь говорить о ней через кино. Вы сняли фильм, который мог причинить боль вашей матери, если бы она его увидела. Вы хотели просить её согласие на экранизацию? Вы его получили?
 
Да. Я получила согласие. Очень долго не показывала ей. Там правда, которую мама не хочет вспоминать. Слово "развод" наши матери и бабушки не понимали. Попался человек – надо с ним жить. Спросят: "А что она не разводится?". А ты поживи в Якутии в те времена, одна, без мужа. Дрова надо было рубить, лед колоть. Как двоих детей без отца поставить на ноги? Сложные времена были. Это сейчас женщины стали самостоятельными: "Зачем мне мужчина, чтобы мусор выносил?"
Тогда очень сильно зависели от мужчин. Таня жила как царица с бабушкой и дедушкой. Но, попав в другую среду, девушка пытается изменить эту среду под себя и не понимает, почему мать живет с отчимом. Подростки – максималисты. У них не бывает середины, либо черное, либо белое. Не любишь человека – не должно быть этого человека. Долой его. Не хочешь его видеть, не хочешь его знать. Конечно, всегда любовь толкает человека на какие-то поступки. Если что-то происходит, люди виноватого начинают искать и находят очень быстро. Начинают обвинять не преступника, а человека, для которого он действовал. Я считаю это неправильным, потому что у каждого есть выбор. Таня тоже делает свой выбор в "Замыкании". Нельзя в каких-то поступках, совершенных ради любви, обвинять объект любви. Этого я не приму. Сейчас распространены мотивационные лекции, курсы. "Замыкание" – это мотивационный фильм. С течением времени в некоторых семьях лучше не стало, а стало только хуже. Когда я увидела статистику насилия в семьях, статистику разводов… Дети остаются без отцов, без матерей. Это жуткие цифры, на самом деле… Фильм в этом плане остросоциальный.

Фото: kino-teatr.ru
 
Можно заметить, что в ваших фильмах особенно выделяется желтый и голубой цвет. Небесно-голубой и солнечно-желтый. Символизируют ли они что-либо?
 
В первом фильме символизируют. Над образами работал очень хороший театральный художник (Лена Гоголева). В первом фильме маленькая Таня – солнечная девочка, в ней крапинки неба. Во втором фильме это уже ничего не значит. Действительно, у меня на выпускном жёлтое платье было (смеется). Единственная ткань, которая в это время в продаже была. Почему мы с подружкой в одном платье оказались? В деревенский магазин привозят только ограниченное количество материалов. Советское время, всё у всех одинаковое. И в некоторых местах я отразила смешную советскую действительность именно таким, комедийным образом.
 
Небо – это важный символ в двух фильмах. К нему Таня обращается в минуты отчаяния. Это отец, который всегда рядом и наблюдает за своей дочерью. Небо будет фигурировать во всех фильмах?
 
Нет, уже нет. В фильме "Его дочь" небо занимало значимое место. В "Замыкании" девочка отошла от духовности. Таня обращается к отцу только в минуты отчаяния. Теперь на первое место выходит материальная часть, бытовая, социальная. Только в последнем фильме героиня возвращается к духовной жизни - на этом закончу свою эпопею.

Фото: kino-teatr.ru
 
В "Замыкании" есть сцена, где девочки покупают репродукции в книжном магазине, и из множества выбирают именно "Трех богатырей" Васнецова. Что означает их покупка?
 
Мы с сестрой сидели, думали, почему взяли этих богатырей? Вообще не могу понять, почему мы взяли… там же очень много действительно красивых картин было. А почему-то мы взяли вот этих богатырей. Вспоминаю, что там продавалось. Очень много репродукций великих художников было, и среди них картина Васнецова, "Три богатыря". Тогда очень любили Рафаэля, Микеланджело. Почему я выбрала, например,  не женский образ, а картину, на которой одни мужчины? Я будущего мужа выбираю в этой сцене.
 
Мальчики, друзья Тани, убежали, когда увидели эту картину.
 
Таня рассматривает картины, на которых изображены разные мужчины: пожилой и мудрый, творческий, властный, женственный и молодой, богатый и состоятельный. Я их не выбираю. Мне самой нужно проживать жизнь, набираться опыта, а не получать все готовое. Мне так интереснее. Выбираю "Трех богатырей". А про мальчишек, это реальная сцена, это не придумано. Мы с сестрой повесили эту картину в штаб и пригласили троих ребят, с которыми дружили. Они сели, посмотрели-посмотрели. Три мальчика, три богатыря. И убежали. Я до сих пор не понимаю, почему они убежали. Значит, выбор пал на этого богатыря, на Илью Муромца? Мне нужен тот, кто обладает свободным духом и свободной волей, тот, кто не будет никому подчиняться, будет свободным человеком.

 
И будет защитником, который не убежит.
 
Да, который не убежит (смеется). Ребята, мне кажется, испугались несоответствия. Они, наверное, поняли, что я не их поля ягода.
 
В последнем фильме героиня вернется в алаас (поселения якутов в основном находятся в алаасах). В реальной жизни вы бы тоже это сделали?
 
Я имела в виду не физический алаас. Алаас-Сайылык – это понятие духовное. У нас считается, что за горизонтом – смерть. Помните, Таня в конце первого фильма говорит: "Как и ты, и я умру, когда больше не буду нужна этому миру. А пока, пока надо идти. Вон до того горизонта, где вечное безмолвие". Второй фильм тоже заканчивается так, она не прекратила идти к горизонту. Пока она жива, она будет идти. За горизонтом – Сайылык – рай, там наши предки, они все нас ждут, и мы должны обязательно дойти до горизонта. Если мы умираем, до горизонта не доходя, то остаёмся духами в срединном мире. Как бестелесные завихрения. Когда якуты видят смерчи и торнадо, думают: "О-о, это убиенные". Надо дойти до этого рая. В последнем фильме я дойду.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть