Павильон "Химия" на ВДНХ вновь увенчали фигуры колхозника и колхозницы
7 февраля 2023
ГМИИ им. А.С. Пушкина и Мемориальная квартира Святослава Рихтера объявили новый Музыкальный сезон
7 февраля 2023
Московский Театр Антона Чехова готовит премьеру лирической комедии "Трое в парке, не считая собаки"
7 февраля 2023
Солдаты и генералы Башмета
6 февраля 2023

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

31 октября 2022 13:36

Анатолий Папанов на экране и в жизни

Исполнилось сто лет со дня рождения Народного артиста СССР.

Анатолий Папанов. Фото: aeternamemoria.ru
Анатолий Папанов. Фото: aeternamemoria.ru

Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме на Смоленщине. По некоторым данным, днем рождения будущего артиста было 30 октября. Но в официальных документах закрепился последний день месяца. Поэтому сегодня отмечается столетний юбилей замечательного деятеля сцены и экрана.

Судьба Анатолия Папанова во многом была кинематографична. Первый "романный" момент в его биографии – брак родителей. Мама Елена Болеславовна Росковская, прекрасная полячка католического вероисповедания, тайком приняла православие, чтобы сочетаться браком с русским Дмитрием Филипповичем Папановым, военным, служащим железнодорожной охраны. По корням Анатолий Папанов происходил из "бывших". Не это ли помогло ему так выразительно сыграть Кису Воробьянинова в экранизации Марка Захарова, экс-предводителя дворянства и "бывшего депутата Государственной думы"?..


Анатолий Папанов - Ипполит Матвеевич. Фото: retinsky.ru

При этом отец Дмитрий Филиппович обладал актерским даром и тягой к сцене. В 1920-е годы Папанов-старший играл театральной самодеятельной труппе, организатором которой был Николай Плотников, а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская, к тому времени ставшая супругой командира вяземского гарнизона. Анатолия Папанова и его сестру, вводили в те спектакли, где требовались дети. Так Анатолий Дмитриевич стал артистом в чрезвычайно нежном возрасте.

В 1930 году семья переехала в Москву. Анатолий Папанов освоил, по "правилам" своего времени, рабочую специальность литейщика в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода. А семнадцати годов Анатолий начал заниматься в драматической студии при Доме Культуры завода "Каучук". Этим любительским театральным кружком руководили актёры Театра им. Е. Вахтангова. Одного из них, Василия Кузу, Папанов считал своим первым учителем. В 1937 году юноша впервые снялся в кино: сыграл молодого рабочего в эпизоде не какого-нибудь фильма, а роммовского "Ленин в Октябре". После этого Анатолий много снимался в массовках картин "Суворов", "Минин и Пожарский", "Ленин в 1918 году". Говорят, это были удачные опыты.

Анатолий Папанов – участник Великой Отечественной войны. Это главная "драматическая коллизия" для его поколения, и она отразилась в актерской биографии Папанова. Он был призван уже 12 августа 1941 года и направлен в 73-й запасной стрелковый полк. В декабре того же года курсант Папанов с товарищем едва не попал под трибунал за самовольное оставление части. В январе 1942 года его направили в действующую армию, где старший сержант Папанов командовал взводом зенитной артиллерии и получил тяжелейшее ранение, чуть не оставшись без ноги. Правая нога у него на всю жизнь осталась изуродована. Если присмотреться, на экране заметна прихрамывающая походка артиста.

Фронтовой опыт пригодился Анатолию Дмитриевичу, когда его пригласили на главную роль генерала Серпилина в экранизации романа Константина Симонова "Живые и мёртвые". За эту работу Папанов был удостоен Государственной премии РСФСР и главного приза на Первом Всесоюзном кинофестивале. Сам Симонов считал, что в дальнейшем видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов. Роль Серпилина считают актерским "прорывом" Папанова. Она одна из немногих его "серьезных" киноролей на фоне череды комедийных образов. Тем ценнее.


Анатолий Папанов - генерал Серпилин. Фото: 24Warez.ru. 

Артист Анатолий Папанов начинался со сценической деятельности. Он окончил актёрский факультет ГИТИСа (в конце жизни на нем же и преподавал), мастерскую артистов МХАТа Василия и Марии Орловых. Папанов женился на своей однокурснице Надежде Каратаевой, тоже фронтовичке. Они расписались в 1945 году, вскоре после Победы, и прожили вместе всю жизнь. Анатолий Папанов был верным мужем, что бы ни говорили об артистических браках. Дочь супругов Елена Папанова пошла по их стопам и стала известной актрисой. Но интересно, что со знаменитым отцом Елена Анатольевна никогда не играла вместе ни в театре, ни в кино. Она прокладывала себе собственный путь.

Вместе с женой Анатолий Папанов уехал в Клайпеду создавать там русский драматический театр, хотя получил приглашения во МХАТ и в Малый театр. В новом учреждении культуры Анатолий Дмитриевич исполнил роль Сергея Тюленина в спектакле "Молодая гвардия" по одноимённому роману Александра Фадеева и еще некоторые работы. Но вскоре артистическая чета вернулась в Москву и устроилась в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова. Этой сцене Анатолий Папанов отдал около 40 лет. Сценография его насчитывает полсотни спектаклей. Многие из них были записаны для телевидения: "Ревизор", "Гнездо глухаря", "Маленькие комедии большого дома" и пр. Последней ролью Папанова в театре стал Гицэ в спектакле "Рыжая кобыла с колокольчиками" по пьесе Иона Друцэ. А последней театральной постановкой Папанова-режиссера оказалась пьеса М. Горького "Последние". Для нее Папанов придумал ход, нетипичный для советского театра (то была еще середина 1980-х годов): он мечтал завершить постановку молитвой и, чтобы обойти цензуру, нашёл радиозапись молитвы великого певца Фёдора Шаляпина и вставил её в финал своей инсценировки. К слову, Анатолий Папанов был глубоко верующим человеком. Многие, прошедшие войну, обращались к Богу, хотя афишировать это не было принято.


Анатолий Папанов - Волк: kulturologia.ru

Но, конечно, широкие круги знают Анатолия Папанова не по театру, а по кино. А еще – по озвучке мультфильмов, среди которых на первом месте стоит, разумеется, Волк из сериала "Ну, погоди!". Анатолий Дмитриевич двойственно относился к этой любимой советскими школьниками роли. Он жаловался: "Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию".


Анатолий Папанов - Лёлик. Фото: aeternamemoria.ru

Надо признать, что на больших экранах Папанов тоже фигурировал в основном в комедийно-эксцентрических ролях. Первой из них по хронологии стала сатирическая комедия Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда" 1961 года. Анатолий Папанов воплотил в этом фильме несколько образов бюрократов и резонеров, антагонистов "Человека ниоткуда" Сергея Юрского, символизирующего нестандартный подход к решению социальных проблем… Лента вскоре легла на полку и вернулась к публике, когда уже ее сатирическое значение почти забылось. Но Анатолия Папанова она помогла открыть как острохарактерного артиста. И его стали "наперебой" приглашать режиссеры. Он был одинаково убедителен и в лирических, и в комических, и в строгих ролях. Но на слуху в основном комедийные персонажи, начиная с блистательного Лёлика в "Бриллиантовой руке" Гайдая.


Кадр из фильма "Холодное лето 53-го". Фото: femmie.ru

А вторая суперсерьезная роль Анатолия Папанова… привела к его смерти. Это была картина "Холодное лето пятьдесят третьего…". Напомним, его герой в фильме погибает. Мистическим образом не пережил съемки и артист. В августовскую жару 1987 года он вернулся со съемок и, за отсутствием горячей воды (все помнят советские плановые отключения?..), принял холодный душ. Сердце не выдержало… Семья артиста была в отъезде, его обнаружили не сразу… Дату кончины Папанова пришлось устанавливать судмедэкспертам, предположительно это 5 августа 1987 года. О трагическом событии объявили 7 августа. 11 августа 1987 года Анатолия Дмитриевича похоронили на Новодевичьем кладбище. На его могиле дважды устанавливали памятник.


Фото: aeternamemoria.ru

В 1989 году Анатолий Папанов посмертно был удостоен Государственной премии СССР.

Удостоен он и самой высшей награды – зрительской любви и уважения. В последнем номере "Литературной газеты" помещена статья кинокритика Александра Кондрашова о Папанове. Она называется исчерпывающе: "Из плеяды великих".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:
Сергей Сидоренко
И мало кто знает, что голос Анатолия Дмитриевича не сразу признали. В первых ролях молодого Папанова дублировали другие актёры. Уже потом последовала работа в озвучивании - один только Водяной чего стоит. А роль Волка ему вообще давать не хотели. Изначально Волк рисовался не под кого-нибудь, а под Владимира Семёновича Высоцкого. Он очень хотел дать Волку свой свой голос, он успешно прошёл пробы, это изначально была его роль, однако Высоцкого считали фигурой одиозной и худсовет его кандидатуру не утвердил. И пришлось за Волка говорить Папанову. Вот мало кто знает. А дружба Андрея Миронова и Анатолия Папанова? На съемках Бриллиантовой руки опытный Папанов не доверял молодому и на тот момент малоизвестному Миронову, даже несмотря на предыдущий совместный опыт съемок у Эльдара Рязанова. А уже потом, после фильма, стали говорить, что "судьба протянула Андрею Миронову свою бриллиантовую руку". На роль Кисы Воробьянинова Гайдай рассматривал кандидатуру Папанова, но увы, не утвердил. И увидев экранизацию Захарова Гайдай позвонил Арчилу Гомиашвили, с которым на тот момент был в ссоре и сказал - Арчил, включай телевизор, там показывают государственное преступление! И Миронов и Папанов после долгой дружбы практически одновременно покинули этот мир. Папанов, как уже было сказано, ушёл в августе, и следом за ним, 16 августа, ушёл и Миронов. К слову сказать, он и хотел уйти именно так - на сцене. Так закончилась дружба двух замечательных людей, непревзойдённого дуэта, и двух звёзд советского кино. Вот что ещё можно было бы сказать о Папанове.
4 ноября 2:58
Елена Сафронова

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Павильон "Химия" на ВДНХ вновь увенчали фигуры колхозника и колхозницы
ГМИИ им. А.С. Пушкина и Мемориальная квартира Святослава Рихтера объявили новый Музыкальный сезон
Московский Театр Антона Чехова готовит премьеру лирической комедии "Трое в парке, не считая собаки"

В Москве

Дорога в вечность. О картине Сергея Дебижева "Святой Архипелаг".
Встреча с театром
В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть