Театр-душа. Олег Ефремов.
1 октября 2022
Студенты театральных вузов: "Мы чтим Шекспира – он советчик наш".
30 сентября 2022
"Музыка как шанс". В Санкт-Петербурге покажут спектакль про рассеянный склероз.
30 сентября 2022
Путешествие к "Другим берегам". Заметки зрителя.
30 сентября 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

5 апреля 2022 10:40

Андрей, сын Арсения

К 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского.

Автор: Ревизор.ru
Андрей Тарковский. Фото: goodhouse.ru
Андрей Тарковский. Фото: goodhouse.ru

Андрей Тарковский – настоящая легенда советского и мирового кинематографа. Самые известные его фильмы, такие, как "Зеркало","Жертвоприношение", "Солярис", с восторгом смотрели не только в России, но и в Европе и Америке. Кино для Андрея Тарковского не было ни ремеслом, ни развлечением, ни даже источником дохода. Это был смысл его жизни, любовь навсегда. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так непохожи на произведения других режиссеров. Возможно, служение искусству в его случае было генетическим?..

Родился Андрей Арсеньевич 4 апреля 1932 года в небольшой деревеньке  Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области (недалеко от города Иваново). Его родители окончили Литературный институт. Вскоре после рождения сына семья вернулась в Москву. Отец покинул семью, когда Андрею было 4 года, и у мальчика подрастала младшая сестра Марина. Это был выдающийся русский поэт Арсений Александрович Тарковский (1907-1989).

Мама Мария Ивановна тянула семью на своих плечах, работая корректором в Первой образцовой типографии в Москве, где она и трудилась до пенсии (за исключением периода военной эвакуации). Без сомнения, ее образ экстраполирован в героиню фильма "Зеркало". Детство Тарковского нельзя было назвать счастливым не только из-за финансовых сложностей, но и потому, что у него не было отца. Будущий кинематографист остро переживал уход Арсения Тарковского из семьи. Как он писал взрослым человеком, ему всегда не хватало отца. Андрей Арсеньевич подчеркивал: всем лучшим, что он имеет в жизни, даже тем, что стал режиссёром, он обязан матери. Но с Арсением Александровичем он всегда вел мысленный "диалог".

В 1941 году Арсений Тарковский ушёл добровольцем на фронт и после ранения потерял ногу. С первой женой он поддерживал отношения всю жизнь, она помогала выхаживать его после ампутации. С сыном же они на протяжении жизни все более отдалялись друг от друга.

Учителя Андрея Тарковского всегда жаловались на его поведение. Да и оценки по основным предметам у него были неудовлетворительные. В старшей школе он начал заниматься рисованием, позже – ходить на художественные курсы. Тарковский-художник менее известен, чем Тарковский-режиссер, меж тем его художественное дарование отразилось в фильмах.

Был момент, когда Андрей Тарковский связался с дурной компанией, но благодаря своей маме смог выбраться. "Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром", - признавался Андрей Арсеньевич.

С этим "жизненным багажом" Тарковский поступил во ВГИК на режиссуру на курс к Михаилу Ромму. Режиссерская биография Андрея Тарковского началась в 1956-м, когда он выпустил свою первую короткометражку по произведению Хемингуэя "Убийцы".  Именно в студенческие годы сформировался стиль режиссера Тарковского – он никогда не отвечал на поставленные в фильме вопросы, давая зрителю возможность подумать, проанализировать и сделать выводы самому. В отношении Хемингуэя они, что называется, нашли друг друга – нобелевский лауреат тоже никогда не проводил явственную авторскую идею. В дальнейшем для экранизации Андрея Тарковский выбирал произведения неоднозначные, лишенные авторского "диктата".

Тарковский окончил ВГИК с красным дипломом и погрузился с головой в работу. Свою карьеру режиссёра он хотел начать с фильма "Андрей Рублёв", но из-за отсутствия опыта ему отказали. Режиссер отложил этот сценарий на потом и взялся воплощать в жизнь ленту "Иваново детство", которая его и прославила. Данный фильм несколько раз получал престижные кинематографические премии. После такого триумфа Тарковскому наконец-то разрешили снять картину "Андрей Рублёв". Картина о монахе, искусно писавшем иконы, стала культовой в СССР и тоже была награждена несколько раз. Но она же принесла Андрея Арсеньевичу дурную славу и обвинение в жестоком обращении с животными – в кадре, показывая дикие нравы средневековья, умерщвляли домашний скот. Тарковский убеждал оппонентов, что то были кинематографические трюки, но полностью "смыть" с себя эти обвинения ему не удалось. В целом кинематографическая судьба Андрея в СССР складывалась тяжело. Недаром он стал все чаще задумываться об эмиграции.

В 1982 году Андрей Тарковский уехал в Италию и снял там картину "Ностальгия", которая была премирована Каннской Золотой ветвью. Находясь в Италии, он начал борьбу за право задержаться здесь, о чем писал письма в советские властные инстанции и получал, разумеется, отказы. По этому же поводу они переписывались с Арсением Тарковским. Бывший фронтовик не одобрял затею сына. Так, осенью 1983 года Андрей Тарковский писал отцу:

"Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль "изгнанника" и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжёлую ситуацию, в которой я оказался "благодаря" многолетней травле начальством Госкино… Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадёжно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили всё это время и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано всё, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм "Ностальгия". Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упрёком, получили выражение в нём".

Кульминации взаимное непонимание отца и сына достигло, когда Андрей принял окончательное решение стать "невозвращенцем". О нем Тарковский заявил на пресс-конференции в Милане. Арсений Александрович написал сыну письмо за рубеж со словами, что русский художник должен жить и работать на родине, вместе со своим народом переносить все тяготы, выпавшие ему на долю.

В 1985 году Андрей улетел в Швецию – заниматься съемками фильма "Жертвоприношение", который стал последним в его жизни. В декабре того же года у Тарковского обнаружили рак лёгких. Рак, как считается, психосоматически – болезнь обиды, непрощения. Обиды на отца?.. Ведь его потеря была самым первым горем его жизни…

Умер Андрей Тарковский 29 декабря 1986 года в Париже и был похоронен на кладбище русской аристократии и интеллигенции Сен-Женевьев-де-Буа. Погребение сопровождали неприятные хлопоты, связанные со стесненностью семьи Тарковских за рубежом; достаточно сказать, что режиссера хоронили дважды – сперва в чужой могиле, затем, наконец, в "собственной".


Фото: biographe.ru/znamenitosti/andrey-tarkovskiy/

Андрей Тарковский не успел снять, пожалуй, больше, чем создал. Остались нереализованными такие задумки режиссёра, как "Гофманиана", "Мой Достоевский", "Гамлет" Шекспира, "Обломов" Гончарова, "Смерть Ивана Ильича" Толстого, "Идиот" и "Подросток" Достоевского, "Жизнь Клима Самгина" Горького, "Очерки бурсы" Помяловского, "Степной волк" Гессе, "Пятое Евангелие" Рудольфа Штейнера, "Волшебная гора", "Иосиф и его братья", "Доктор Фаустус" Томаса Манна.

Арсений Александрович был жестоко наказан – ему, калеке, довелось пережить не только разлад с сыном, но и его самого.


Фото: isr.rs.gov.ru

В 1990 году Андрей Тарковский был посмертно удостоен Ленинской премии. Интересно, что и Арсений Тарковский посмертно был награждён Государственной премией СССР в 1989 году. Судьбы отца и сына, хотели они того или нет, часто и мистически "рифмовались".

Еще в 1930-х годах, вскоре после ухода от первой жены и ее детей, Арсений Тарковский написал небольшую поэму "Завещание", посвященную сыну Андрею Тарковскому. Приводим ее фрагмент в память об обоих этих личностях, без кого немыслимо русское искусство ХХ века.

И каждый вспомнит светлый город детства,
Аул в горах, станицу над рекой,
Где от отцов мы приняли в наследство
Любовь к земле, навеки дорогой.
 
Где матери у наших колыбелей
Ночей не спали, где учились мы,
Где первым вдохновением кипели
Над книгой наши юные умы.
 
Где в первый раз любили мы, не смея
Признаться в том, где мы росли в борьбе,
Где мы клялись пред совестью своею
В ненарушимой верности тебе...
 
Шумят деревья городской аллеи,
Как факелы зеленого огня.
Я их отдам, они тебе нужнее,
Приди, возьми деревья у меня.
 
Приди, возьми весь город мой, он будет
Твоим – и ты заснешь в траве моей.
Свист ласточек моих тебя разбудит,
Я их отдам, они тебе нужней.
 
Все, чем я жил за столько лет отсюда,
За столько верст от памяти твоей,
Ты вызовешь, не совершая чуда,
Не прерывая сговора теней.
 
Я первый гость в день твоего рожденья,
И мне дано с тобою жить вдвоем,
Входить в твои ночные сновиденья
И отражаться в зеркале твоем.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Театр-душа. Олег Ефремов.
Студенты театральных вузов: "Мы чтим Шекспира – он советчик наш".
"Музыка как шанс". В Санкт-Петербурге покажут спектакль про рассеянный склероз.

В Москве

В Москве пройдет спектакль "Рабочий и колхозница. Гала. 85 лет любви"
Прогулка по цехам: музыкальная переквалификация
Московский театр Новая Опера имени Е. В. Колобова объявил планы на 32-й сезон
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть