Глеб Панфилов с призом за вклад в кинематограф в 2010 году. Фото: Алексей Юшенков / Википедия
Глеб Панфилов родился в 1934 году в Магнитогорске в семье журналиста Анатолия Петровича Панфилова. Позже отец будущего режиссера преподавал историю партии в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина.
По первому образованию Глеб Панфилов был очень далек от творчества: он окончил химический факультет Уральского политехнического института и работал по профильной специальности в промышленности и НИИ. Карьере Глеба в художественной сфере помог комсомол. В 1959 году юношу назначили заведующим отделом пропаганды и агитации Свердловского горкома ВЛКСМ. На этой должности Панфилов способствовал созданию в уральской столице любительской киностудии, на которой сам вместе с друзьями снял фильмы "Нейлоновая курточка" и "Народная милиция".
Спустя несколько лет Панфилов перешел работать на свердловское телевидение, где снял несколько документальных короткометражек — "Вставай в наш строй", "Убит не на войне", "Нина Меновщикова" — и художественный телефильм "Дело Курта Клаузевица". В начале 1960-х он заочно учился на операторском факультете ВГИКа. Затем стал получать очное образование на отделении режиссёров-постановщиков художественного фильма Высших курсов сценаристов и режиссёров.
Кадр из фильма "В огне брода нет"
Режиссерская деятельность Глеба Панфилова началась в 1966 году на "Ленфильме" с создания первой художественной картины, которой суждено было стать культовой: "В огне брода нет". Фильм, как известно, о Гражданской войне. Впредь Панфилов будет неоднократно обращаться к переломным эпохам отечественной истории, справедливо полагая их наиболее художественно и психологически интересными. В этом фильме впервые возник его "тандем" с многообещающей молодой актрисой
Инной Чуриковой, которую ему посоветовал снимать в роли Тёткиной коллега, режиссёр Ролан Быков. Фильм "В огне брода нет" стал "защитой" Панфилова на Высших режиссерских курсах. В 1969 году лента заслужила главный приз международного кинофестиваля в Локарно: "Золотой леопард".
На съемках следующего фильма с участием Чуриковой, "Начало" 1970 года, Панфилов женился на Инне Михайловне. Для него это был второй брак. Он оказался прочным, счастливым и творчески плодотворным. Недаром Глеб Анатольевич ушел из жизни вскоре после похорон жены и музы…
Все последующие фильмы Панфилова получали высокие награды международных киносмотров. Так, лента "Прошу слова" (1975) снискала призы Международного кинофестиваля в Карловых Варах в 1976 году и Международного кинофестиваля в Барселоне в 1977 году. Фильм "Тема" был запрещен к показу в СССР в связи с затрагиванием явления эмиграции вплоть до перестройки, но, выйдя на экраны мира, завоевал "Золотого медведя" Берлинского МКФ в 1987 году. Экранизация горьковской "Вассы Железновой" "Васса" (1983) была удостоена Золотого приза Международного кинофестиваля в Москве в том же году. В поздние годы жизни режиссёр был награждён Каннским призом за художественный вклад в кинематограф.
Кадр из фильма "Васса"
С 1977 году Глеб Панфилов работал на "Мосфильме" и руководил режиссёрскими мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссёров. На этой студии родились его не менее популярные у кинолюбителей фильмы "Валентина" (по пьесе А. Вампилова "Прошлым летом в Чулимске"), "Мать" по мотивам произведений М. Горького и т.д. А с 1991 года Глеб Панфилов возглавлял им же основанную киностудию "Вера", названную в честь его матери.
В те же годы Глеб Анатольевич активно сотрудничал с театром "Ленком" как театральный режиссёр, где ставил спектакли "Гамлет", "…Sorry", "Аквитанская львица" и др. Кроме того, Панфилов проявлял себя и как отличный сценарист. По его сценариям, в частности, сняты два фильма Никиты Михалкова из цикла "Утомлённые солнцем".
Глеб Панфилов неоднократно обращался к творчеству Александра Солженицына (см. выше про тягу к художественному воплощению сложных периодов истории). В начале 2006 года он выпустил телевизионный мини-сериал "В круге первом" по одноимённому роману Александра Исаевича, который был отмечен премией "Ника" в соответствующей номинации. А весной 2020 года снял ленту
"Один день Ивана Денисовича" по мотивам одноименной повести (в прокате получила название просто "Иван Денисович"). Панфилов считал, что в этом фильме он рассказал о русском характере и о Богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя, и остается несломленным.
Кадр из фильма "Иван Денисович". Фото: ruskino.ru
Сегодня, в день юбилея, до которого Глеб Анатольевич не дожил, уместно сказать, что у него было яркое и блистательное кинематографическое "Начало" — но не будет финала даже после физической смерти творца. Фильмы, созданные Глебом Панфиловым, вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. И это уже навсегда.