Фильмом-открытием стали
"Маленькие женщины"музы хипстеров Греты Гервиг. В российском прокате с 30 января. Экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт от режиссера "Леди Берд"с звездным составом (Эмма Уотсон, Сирша Ронан, Тимоти Шаламе, Мерил Стрип) стала одной из самых заметных премьер Европы и США конца ушедшего года. Несмотря на кажущуюся незамысловатость сюжета — четыре сестры, девицы на выданье времен войны Севера и Юга ищут себя и решают сердечные дилеммы — это артхаусная лента, предлагающая зрителю постмодернисткую игру с метатекстом.
Фото:vokrug.tv
Собственно, все действие картины помещено в рассказ одной из сестер Джо Марч, начинающая писательница уже успела продать свой замысел в издательство, его купили, но с условием: раз уж это о женщинах, то пусть будет кратко, остроумно и со счастливым концом, под которым, конечно же, подразумевается достойная партия. Идея совсем не близкая, прогрессивно настроенной Джо, желающей "добиваться всего самостоятельно". "У женщины есть ум, душа и сердце. Не могу больше слышать, что наш удел — замужество", — с чувством восклицает она. Муки выбора терзают и младшую сестру, Эмилию — ей приходится отказываться от подлинной любви ради богатства, и старшую, красавицу Меган, сыгранную Эммой Уотсон, роскошную и немного тщеславную фам фаталь, совсем не похожую на отличницу Гермиону.
Фото: marieclaire.uaКрасивая костюмированная мелодрама о замужестве и феминистической повестке — это лишь поверхностный пласт ленты. Номинантка на "Оскар"и "Золотой глобус" Грета Гервиг делает акцент на условности жанра: что происходит в реальности, а что лишь плод воображения Джо — для зрителя остается загадкой.
С издержками традиционалистского дискурса пришлось столкнуться и героине фильма о табуированной женской сексуальности
"Верность"(рабочее название "Ревность") Нигины Сайфуллаевой, представленной на фестивале самим режиссером. Герои, акушер-гинеколог Лена и актер Сережа (Екатерина Громова и Александр Паль) живут скорее в дружеском союзе, чем в супружеском. Лена решается на случайную сексуальную связь, напоминающую откровенные сцены в европейском кино. За этот дебют "промискуитета"Лену ждет расплата — в финальной части Сайфуллаева показывает травлю, символические жернова которой перемалывают "виновную".
Фото: zen.yandex.ua
Сама режиссер ни в коем случае не на стороне столпов вековой "морали"; ее интересует вопрос сексуальной эмансипации и свободы, выведение этой темы за рамки "запретного". "Об этом не говорят". - "Говорят", - настаивает Сайфуллаева; ее позиция в данном вопросе напоминает внимательному зрителю Ларса фон Триера и его фильм "Нимфоманка"; возможно, датский режиссер ставил перед собою примерно те же задачи.
Так или иначе, отечественные зрители пока к подобному не готовы. "Люди смеялись, кашляли, буквально прятали глаза и ерзали на месте", - удивляется кинокритик Антон Долин, присутствовавший на показе вместе с Нигиной Сайфуллаевой.
Фото: kinoreporter.ru
Для режиссера важен и вопрос гендерных границ, затронутый еще американским философом Джудит Батлер; вопрос парадоксального различия в отношении "общественности"к изменам мужчины и женщины; то, что считается для мужчины абсолютной нормой, начинает казаться недопустимыми, как только "преступление" совершает женщина; показывая травлю Елены, напоминающую, с одной стороны, харрасмент главной героини "Чучела" Ролана Быкова, а с другой - издевательство над героиней другого фильма фон Триера, - "Догвилля". Обеих мучают из-за беззащитности и кажущейся неспособности дать отпор, разжигающей в жителях маленьких городков самые звериные чувства. Персонаж Сайфуллаевой не сопротивляется абьюзу со стороны мужа и общества по той же причине; в глубине души она сама чувствует себя виноватой.
"Маленькая революция в отечественном кино"; этот фильм наконец-то "изменяет"навязываемым границам и пытается выстроить свои собственные.
Фото: nayn.co
Событием фестиваля стал фильм
"Варда глазами Аньес", созданный самой Аньес Варда, французским режиссером новой волны, к которой Варда до сих пор ошибочно причисляют. Откровенный диалог со зрителем, рассказ о себе, отношении к искусству, творческих поисках, цветовых ассоциациях. Кино, будто бы специально созданное для начинающих режиссеров, так много профессиональных советов можно из него почерпнуть… И одновременно невероятно красивое, увлекающее… И красочное. Причем иногда – буквально.
"Снимая "Счастье", я думала о палитре импрессионистов, об их пейзажах и их открытиях, связанных с дополнительными цветами. У апельсина фиолетовая тень, поэтому немного фиолетового в золотистой траве — это приятно. Я снимала сцены пикника так, чтобы в одной было много красного, во второй — синего”… "Когда я представляла себе Клео в опасности, угроза была белой как смерть. Я читала, что на востоке цвет траура — белый. И сама представляла, как умру от шока, когда мне в глаза будут бить два прожектора. То есть умру от избытка яркого белого цвета. Я использую белый как ощущение. Это фон, который то и дело угрожает все затопить", - по сути, Варда создает собственную теорию цвета.
Фото: mtvuutiset.fi
Кино ее предельно метафорично; испытывает зрителя и не дает поблажек. Нужно быть предельно внимательным; брошенное кем-то слово, образ, намек могут сыграть решающую роль в сюжете. Если его вообще удается вычленить. "Сновидческое воображаемое, иконография умозрительного мира". И новаторство, проявляющееся, например, в том, как Варда показывает воспоминания: это всегда фрагментарный монтаж, обрывки, никак не связанные друг с другом: символически объединяемое в одно целое. Именно так они остаются в памяти.