Фото: www.kinoafisha.info
Еще задолго до премьеры, только посмотрев трейлер этой заманчивой и одновременно, вызывающей опасения картины, я для себя решила не возлагать на нее больших надежд. Из пиар-кампании было понятно, что “Гоголь. Начало” – это не автобиографическая кинолента о жизни классика, поэтому для меня остались неясными претензии типа: “всё наврали, переиначили”. Да, понятно, что наврали, точнее не наврали, а придумали. Для кинематографа помещать реально существовавших людей в выдуманные миры не ново. Можно вспомнить “Президент Линкольн: Охотник на вампиров” или “Ворон”. В первом президент по ночам мочит нечисть огромным топором, во втором американский классик Эдгар Аллан По, также как и наш Николай Васильевич, расследует преступления по мотивам своих же книг. Кстати, эти эксперименты на западе не вызывают такого недовольства, как в России. Правда, если фильм сделан по-настоящему хорошо.
Фото: Кинопоиск.ру
Сюжет киноленты таков. Молодой, слабонервный и неуверенный в себе Гоголь (Александр Петров), пока еще никому не известный писатель, служит писарем в Третьем отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, что, кстати, реальный факт. Поехав на место преступления, Николай Васильевич от вида крови драматично бьется в припадке, видит видения и с их помощью раскрывает дело. По счастливой случайности, свидетелем этого необычного события становится знаменитый на всю Империю следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков), который под впечатлением от сверхъестественных способностей писаря, не раздумывая берет того к себе в помощники. Вместе они отправляются в село Диканька, где им предстоит раскрыть загадочные убийства молодых девушек.
Перед нами совсем не гоголевская Диканька. Его Малороссия сплетена из сказочных событий, самобытных героев и пугающих легенд. В фильме облик села совершенно другой, типичный для хорроров. Хмурые пейзажи, непроглядные туманы, непроходимый лес и угнетающая атмосфера. Антураж, узнаваемый и бесспорно отсылающий, зрителей к “Сонной лощине” Тима Бертона. Воплощение зла в фильме, собственно, тоже оттуда – мистический всадник без головы в отечественной версии по непонятным причинам еще и с рогами на спине (надеюсь, этому все же найдется объяснение в следующих фильмах). “Гоголь. Начало”, как нетрудно догадаться из названия, первая часть большого проекта. Всего фильмов четыре, в прокат они выйдут с промежутком в полтора месяца. А в 2018 году ТВ3 покажет “Гоголя” сериалом из восьми серий.
Фото: Кинопоиск.ру
Главное достоинство картины – замечательный актерский состав. В дуэте Меньшикова и Петрова между строк читается другой тандем Шерлока и Ватсона Гая Ричи, и тут даже трудно сказать, кто обаятельней Дауни – младший или Олег Евгеньевич. Последний гипнотизирует зрителей одним видом, не важно в красном или черном пальто. Меньшиков даже яйцо может съесть так многозначительно, что именно этот кадр из всего фильма зрителям запомнится лучше всего. А молодой Александр Петров хоть внешне весьма отдаленно напоминает Гоголя, на удивление, играет правдоподобно и искренне.
Создателям фильма все-таки не удалось сделать по-настоящему страшный ужастик. Эпизоды, от которых зрители должны в ужасе вжаться в кресла, на самом деле вызывают смех, неправдоподобный грим и нелепые спецэффекты возможно, и заставят кого-то закрыть глаза, но точно не от страха. Радует, что таких моментов в киноленте мало, и если вычеркнуть их из памяти, то остается не первоклассный, но весьма приемлемый и остроумный детектив, насыщенный отсылками к разным произведениям классика, мифами о его жизни и смерти. Где Меньшиков опять предлагает “хлопнуть по рюмашке”, а Гоголь жжет книги.