Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET
4 мая 2024
Не человек, а "Царь-рыба”
4 мая 2024
Странствия Горького. Спектакль "По Руси".
3 мая 2024
Любовь и смерть в Вероне
3 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сказки о маме

Впервые после Московского Международного Кинофестиваля в Большом зале Каро 11 Октябрь снова с аншлагом прошло документальное кино. 29 мая состоялась премьера фильма Софьи Горленко и Глеба Кузнецова "Сказки о маме"

Фото: Каро 11 Октябрь
Фото: Каро 11 Октябрь

Три года назад состоялся дебют этого тандема – "Атлантида русского севера", который вошёл в историю отечественной документалистики не только как самый скачиваемый фильм рунета, но и как первый полнометражный документальный фильм, снятый целиком на краундфандинговой платформе. Тогда ребятам удалось за два приёма собрать деньги сначала на экспедицию, а затем и на монтаж.

"Атлантида русского севера" - многоплановая эпическая картина, посвящённая брошенным северным деревням, местным жителям, которые доживают в них свой век, разрушающимся деревянным храмам. Фильм получился тонким, умным, грустным, но в конечном счёте всё-таки - светлым. И при этом – очень красивым.

Кстати, авторы его несколько лет подряд своими силами восстанавливают деревянные храмы в Нюнежской и Хаврогорах в Архангельской области.


Фото: Каро 11 Октябрь

"Сказки о маме" продолжают развивать ту же северную тему, но ещё дальше ушли от традиционной социальной журналистики в область чисто фольклорной поэтики.

Свой первоначальный проект Кузнецов и Горленко собирались сделать краунд-инвестинговым, чтобы желающие могли бы вложить в него деньги, и затем на правах пайщиков получать прибыль с проката. Подобная идея, помнится, была лет пять назад и у Тимура Бекмамбетова. Но как у маститого продюсера, так и у молодых энтузиастов ничего из этого не вышло. Наш зритель может пожертвовать деньги, но вложить их в нечто неопределённое – не готов.

В конечном счёте снова удалось собрать значительную сумму, так что список жертвователей составил пол тысячи человек. Удача "Атлантиды" очень поспособствовала новому краундфандинговому циклу.

Команда осталась прежней. Сценарист и продюсер Глеб Кузнецов выступил на этот раз в роли фольклориста, собирая поверия и рассказы Кенозерья. Музыку снова написал Марат Файзулин, оператором картины опять стал Даниил Сальхов. Все съёмки проходили на территории Кенозерского национального парка и порадуют взгляд самого взыскательного ценителя природных красот.
Главным героем картины стал местный житель Василий, живущий на Лекшмозере. Он пытается представить своего умершего деда, который потерял в войну четырёх сыновей, и эту вневременную связь пробует установить через сказки и предания Кенозерья, которые и составляют поэтическое содержание фильма.

Война выкосила в своё время эти рыбацкие деревни, где из 400 ушедших на фронт вернулись только 70, причём все – инвалиды. Но кроме того война, а так же новое хозяйствование, урбанизация, повредили особый духовный строй Кенозёрья. Сказок тут теперь никто не хочет помнить, и Василию от этого становится одиноко.

Два беса верёвкой мерили расстояние от деревни до деревни. А верёвка-то у них и порвалась. Один говорит – давай верёвку свяжем. А другой ему – нет, давай так скажем. Вот и сказали. И расстояния между деревнями – 100 вёрст.

Действительно – расстояния тут большие. Василий преодолевает их и пешком через болота, и на лодке, а русалки отбирают весло, - мир Кенозера по сей день напоен особенными образами. Здесь жили да повывелись потомственные знатки, которые умели обуздывать чертей и заставлять их работать, здесь люди никогда не заканчивали жизнь самоубийством, потому что не будет тогда ни ада, ни рая, а будешь работать на лешачиху до конца света. Здесь природа обожествлялась, и языческое мироощущение не адаптировалось мировоззрением христианским.

Фото: Каро 11 Октябрь

Конечно, напрашивается сравнение "Сказок о маме" с фильмом Андрона Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014). Он тоже снимался целиком на Кенозере и тоже с участием местных жителей, сыгравших почти все главные роли. Но это – только формальное сходство. У Горленко и Кузнецова нет придуманного сюжета, есть только искусственная фабула путешествия, поиск сказок. Всё остальное – документалистика.

В отсутствии сюжета, итриги, - определённая слабость даже рыхлость картины. Не каждый сможет выдержать это очень неспешное фолклорное повествование. Сила фильма – в замечательной музыке, очень красивых съёмках и конечно – в искренности, которой всё меньше становится как в нашей жизни, так и в кино. И которой так хорошо можно научиться и так глубоко напитаться на заповедных землях русского севера.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET
Не человек, а "Царь-рыба”
Странствия Горького. Спектакль "По Руси".

В Москве

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть