"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 апреля 2024 15:34

"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.

Вторая часть большой статьи о немом кинематографе: как отличить русского фата от британского джентльмена и зачем подглядывать в замочную скважину.

Кадр из к/ф "Немые свидетели" (1914).
Кадр из к/ф "Немые свидетели" (1914).

В немых фильмах до- и послереволюционной России всё бывает "удивительно вкусно, искристо и остро" даже без шампанского: достаточно найти замочную скважину. Не подумайте чего плохого! В замочную скважину изначально подглядывали, чтобы увидеть… кино. Впрочем, кинематографисты всегда найдут, чем удивить.

Ограниченность художественных решений подталкивает кинорежиссёров к поиску альтернативных интерпретаций избитого приёма, что позволяет вдохнуть новую жизнь в отработанные, уже известные привередливому зрителю ходы. Прекрасен эпизод в фильме "Горничная Дженни" (1917), где героиня пишет письмо — и при этом с завидным аппетитом кушает печенье, запивая чаем и радостно покачивая головой.


 
Такую иронию не встретить в аналогичных эпизодах из других фильмов, где герой или героиня будет писать письмо либо чинно ("Немые свидетели", 1914), либо с волнением ("Сумерки женской души", 1913), но всегда — с полной серьёзностью.


 
Российская кинокультура с момента возникновения находилась в диалоге с культурой зарубежной, что, с одной стороны, приводило к унификации, к формированию некоего кинематографического стандарта. Упомянутые выше богемные интерьеры, например, перекликаются по комплектации декораций и по эстетике с британским фильмом "Веер леди Уиндермир" (Lady Windermere's Fan, 1916); визуально отличить его от отечественных можно разве что по особенностям мужской моды (ношение бабочки вместо галстука), архитектуре в экстерьерных сценах, англоязычным вывескам и интертитрам.

 
С другой стороны, диалог парадоксальным образом обнаруживал различия между культурами, позволял выявить чисто национальную специфику применения, казалось бы, идентичных технологий. Проявляется это, например, в создании фильмов с исключительно русской тематикой. В кинокартине "Крестьянская доля" (1912) светская обстановка оттеняет преобладающие сцены из жизни крестьян, визуализируя противопоставление двух социальных слоёв.

 
Проявляется контраст отечественной и западной культур и в переосмыслении приёмов, в том числе и приёма замочной скважины, символизирующей саму природу кинематографа, позволяющего зрителю подсматривать за жизнью персонажей.
 
Приём замочной скважины активно использовался в мутоскопических фильмах начала 1900-х годов. Моррис Бейя и Шари Бэнсток в книге "Разбирая Джойса: сборник эссе с Копенгагенского cимпозиума" (Coping with Joyce: Essays from the Copenhagen Symposium, 1989) даже называли Мутоскоп — peep-show device, то есть устройством, которое, с одной стороны, как бы дозволяло подглядывать (to show = показывать), а с другой — возводило это действие в ранг настоящего шоу (a show = зрелище). Если учесть, что зритель мутоскопа должен был рассматривать карточки — кадры — через линзу, то на первый план выходит феномен "двойного подглядывания". Ведь когда герой фильма смотрит в замочную скважину, мы, зрители, перестаём видеть его: мы видим то, что находится за дверью. Такая психологическая уловка, связанная со сменой точки зрения, попутно делает самого зрителя мутоскопа — вуайеристом.

 
В книге Бейи и Бэнстока повторяющийся сюжет с замочной скважиной обозначен как "Подглядывающий Том" (Peeping Tom, в соответствии с английской идиомой) — и даже используется во множественном числе (Peeping Toms). Исследователями упоминаются несколько подобных фильмов с разной датировкой: 1901 г., 1905 г. До нас дошёл французский фильм "Через замочную скважину" (Par Le Trou De La Serrure), снятый в 1901 году режиссёром Фернаном Зеккой. Сюжет незатейливой полутораминутной короткометражки построен на четырёх попытках главного героя подсмотреть, что в настоящий момент делают постояльцы отеля. Если первые три раза не имели для вуайериста никаких последствий, то в четвёртый раз он оказывается разоблачённым.

 
Российский, а затем и советский кинематограф предлагает решения, позволяющие сделать замочную скважину элементом куда более длительных, сюжетно развитых историй. Форма скважины при этом остаётся абсолютно той же, что и в начале 1900-х годов.

 
В фильме "Тысяча вторая хитрость" (1915) замочная скважина визуализирует сомнения пожилого главного героя, который, изучив книгу "Восточная мудрость. Тысяча и одна женская хитрость", начинает видеть в поведении молодой жены сплошной обман. Подглядывание в замочную скважину символизирует его желание понять непроницаемую душу. А в фильме "Убитая жизнью" (1926), имевшем ярко выраженную социальную направленность, в замочную скважину смотрит сутенёрша Варвара — как раз после той ночи, которую Люба должна была провести с соседом Василем Митричем. В данном случае замочная скважина совершенно иначе оттеняет характер "подглядывающего" действующего лица: Варвара боится потерять власть над Любой и хочет, чтобы всё прошло по уговору. Её вуайеризм — проявление безграничного контроля.
 
Возникают топосы в кинематографе, впрочем, не только благодаря "тысяче и одной хитрости": их появление могло быть обусловлено и сквозными образами русской литературы, и историческими персонами. О литературной основе старых кинолент и о том, как режиссёры решали вопрос с изображением императоров, — в следующей (и заключительной) части статьи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть