Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Петр Тодоровский: какая чудная игра!

В память о заслуженном народном артисте РСФСР, номинанте на премию “Оскар” и лауреате премии “Ника” – Петре Ефимовиче Тодоровском

Фото: propositive.ru
Фото: propositive.ru

Что поражает в Петре Тодоровском, так это его разносторонность: актер, режиссер, оператор, сценарист и композитор – и на всех этих поприщах он проявил себя, как настоящий профессионал и тонкий художник. Фильмы, в которых он был задействован в том, или в ином амплуа, по-прежнему памятны и любимы многими, а его вклад в искусство трудно переоценить.

Его дебют в киноиндустрии состоялся в 1955 году в музыкальном фильме Алексея Золотницкого “Молдавские Напевы”. Дебютировал он в качестве оператора, что не удивительно, беря во внимание тот факт, что Петр Ефимович проходил обучение по той же специальности во ВГИКе, годом ранее с успехом его окончив. Операторская работа проводилась совместно с Радомиром Василевским, с которым чуть позже Тодоровский будет участвовать в создании такого удивительного фильма, как "Весна на Заречной улице".

В качестве оператора, Тодоровский будет работать и над такими картинами, как: Моя дочь (1956), Два Федора (1958), Жажда (1959) и Никогда (1962), а его первой пробой пера в качестве режиссера и кинодраматурга можно считать фильм "Верность" – красивое и пронзительное кино о любви во время войны, подвиге и надежде, сценарий к которому писался совместно с Булатом Окуджавой.


Фото: mubi.com

За свою яркую и длинную жизнь Петр Ефимович снял семнадцать полнометражных фильмов, среди которых: Военно-полевой роман (1983)  Интердевочка (1989)Анкор, еще анкор! (1992)Какая чудная игра (1995)  и Праздник (2001); написал музыку к тринадцати картинам и четырнадцать экранизированных сценариев, а также проявив себя  как талантливый актер в кинолентах Хуциева и Чухрая.

Кино – это на самом деле очень специфический вид искусства, и его специфичность прежде всего заключается в том, что в отличии от, например, литературы, или скульптуры, в которых один человек может самостоятельно создавать полноценные  произведения, в рамках синематографа, подобное, за очень редким исключением почти не возможно, и для того, чтобы на экране кинотеатра зритель смог увидеть внятную и выразительную картину,  необходима команда – команда профессионалов, заинтересованных и увлеченных своей работой, а также тот, кто сможет этой командой правильно руководить и направлять умения отдельно взятых людей в правильное русло, добиваясь нужного всеобщего результата.  В этом и заключается талант режиссера.


Фото: jordin.ru

Да, никто не будет отрицать, что в данной профессии немаловажными являются и такие качества, как художественное чутье, чувство ритма, умение видеть планы и раскадрову, но прежде всего режиссер – это бригадир, способный скоординировать работу своих подопечных, чтобы то “здание”, которое они совместно строят, не было похоже на деревенский сортир, который валится от ветра, а представляло бы собой прекрасный образец архитектуры, на который хочется любоваться и который хочется посетить. Тодоровский, будучи большим фанатом собственного дела, по сути, фанатом синематографа, как такового, понимал это очень хорошо, изучая кино во всех его аспектах.

Ему довелось поработать с вышеуказанными Окуджавой, Хуциевым, Чухраем, а также c Гурченко, Мережко, Чуриковой, Зиновием Гердтом и многими другими знаковыми личности, которые оставили в искусстве свой неизгладимый след. В каких-то картинах он фигурировал, как сценарист, в каких-то, как композитор, а в каких-то и как “бригадир” – и в качестве талантливого режиссера, он, разумеется заполнился зрителям больше всего, но главное не это, а то, что он искренне любил кино и многое для него сделал, а всё, что сделано с любовью, как минимум достойно внимания, уважения и простой человеческой благодарности.


Фото: simkl.ru

Петра Ефимовича не стало в 2013-ом году, 24-ого мая. Он умер в возрасте восьмидесяти семи лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище. После себя он оставил огромный пласт киноработ и сына – продолжателя династии киноделов – Валерия Тодоровского, также талантливого режиссера и без сомнения достойного преемника своего отца.

 
 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Бриллиантовый Гайдай
Творческий путь Эльдара Рязанова: от документального кино к художественному
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть