Татьяна Бек родилась в Москве в семье писателей Александра Бека и Наталии Лойко. Её первые публикации датируются 1965 годом и относятся к журналу "Юность". Это два стихотворения, начинающиеся строками "Утро вечера мудренее" и "Я из этого шумного дома". Уже в них знакомому с творчеством читателю видятся главный фокус лирического героя Бек. Его можно охарактеризовать, с одной стороны, пристальным вниманием к душевным переливам человека, с другой стороны, таким же внимательным описанием окружающего мира. Естественно, что эти два взгляда постоянно переплетаются и создают свою особенную диалектику в поэтическом творчестве поэтессы.
В 1972 году Бек окончила журфак МГУ, работала библиотекарем во Всесоюзной Государственной библиотеке иностранной литературы, была редактором журнала "Вопросы литературы", колумнистом в "Общей газете" и "Независимой газете", а также была творческим мастером в поэтическом семинаре Литературного института. Окружающий мир в её поэзии помимо городских видов очень часто обращает свой взгляд на природу, однако нельзя не заметить, что это – взгляд городского человека, который таким образом пытается понять себя.
Я раскрыта земле этой настежь: вместе с нею надеюсь и мру
По искренности и уровню откровения некоторые строки Бек сами собой напрашиваются на сравнение с поэтическим голосом Цветаевой. И та, и другая в своих стихах запечатлеют субъективные и потому неоспоримо точные картины своего времени, своей жизни. Для обеих принципиально важна честность в творчестве – "я буду честная старуха" пишет Бек. И ради этой честности – во имя её, сборники Бек (опять же, как и у Цветаевой) читаются как очень избирательные заметки, только о том, о чем можно сказать честно.
Но вот уже и точка,
Чтоб не было вранья.
Ты маменькина дочка,
Поэзия моя.
...А где-то, где-то, где-то
Грохочут поезда,
И громом их нагрета
Огромная звезда!
Под этими же словами можно сказать и некоторой "скромности" поэзии Бек. Она не стремится объять необъятное, а из больших абстрактных категорий – всегда работа лишь в поэтическом дискурсе ("И я боюсь, и мне не верится,//Что больше слово не засветится").
И если Цветаева стала программным и грандиозным поэтом русской литературы, то у творчества Бек такая перепрочтения ещё имеется в будущем. В то же время, крайне ценно в современной поэзии видеть нечто, что можно прочитать через культуры серебряного века.
Фото: http://sukharev.lib.ru/Photo/Bek300902/Bek-TA-01-34.jpg.htm
Серебряный век был одной из сфер интереса Татьяны Бек, ей принадлежит сборник "Акмэ. Антология акмеизма" и антология "Серебряный век". Глубокие знания этого культурного периода повлияли, пожалуй, не только на её поэзию, но и на творчество многих её семинаристов. В интернете уже сейчас имеются интересные воспоминания и размышления её учеников, например, мемуары Евгения Степанова "Бек с препятствиями, или Записки соседа" или эссе "Литература других регионов" Анастасии Строкиной.
Как наставник и как поэт, в поэзии больше всего Татьяна Бек ценила искренность повествования, наитие.
Ох ты, время лиходеево!
Выморочная сторонка!
(...Ни посаженного дерева,
Ни родного ребятенка...)
Льется песня помертвелая, -
А когда-то вся звенела:
- Как же ты, такая смелая,
Оказалась не у дела?
Он страшнее воя зверьева -
Этот плач из одиночки!
...Ни посаженного дерева,
Ни голубоглазой дочки...
Её первый сборник "Скворешники", выпущенный в 1974 году наиболее хорошо исполняет функцию картотеки, документа времени, исполненного не только пейзажных зарисовок, но и наблюдений характеров, настроений. И вместе с тем, уже первый сборник отвечает на вопрос "для чего?" написаны стихотворения – это запечатления уникальных опытов, часто озарений.
Он спросит, почему я так сутулюсь,
А я неслышно улыбнусь взамен,
И мы поедем вдоль продрогших улиц
Полозьями - по осени - к зиме...
И на ветру захлопают афиши.
Внизу замрут московские дома.
А я - на санках. Я лечу все выше.
Туда, где снег, сугробы и зима. (Заморозки)
Второй сборник "Сегирь", датированный 1980 годом представляет несколько другой взгляд, в котором меньше топографии, больше природы и внимания к чувствам, а значит, больше лиризма.
Вдохновение - это не навык.
Это - школьник, который влюблен.
Не умею писать без помарок!
Я горю. Я страшна, как огарок:
Я, гуляя, спугнула ворон (Вдохновение - это не навык.)
"Замысел" (1987) – третий сборник стихов вместил в себя ещё более яркие стихотворения, ещё более пёстрый и более народный синтаксис и, пожалуй, наметил поэтический курс Бек в сторону поэзии озарений.
Здравствуй, калина-малина! Привет,
Сказочный пень прошлогодней порубки...
Осень сошла по ступеням на нет
И объявляет об этом поступке. (Здравствуй, калина-малина! Привет…)
Главные темы её поэзии – вдохновение, одиночество, разлука, назначение творчества, а именно поэзии, живописание, рефлексия человека посредством окружающего, видимого мира. Татьяна Бек скончалась 7 февраля 2005 года в Москве.