«На Соловки». Театр.Doc.
    7 ноября 2025
    7 ноября глазами мальчишки из Москвы
    7 ноября 2025
    Кто вписан в "Историю будущего"
    7 ноября 2025
    Онегин и Ленский, Хлестаков и Чичиков
    7 ноября 2025

    Путешествия

    Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

    Стефан Малларме, король поэтов

    Исполнилось 180 лет со дня рождения "предводителя" французских символистов.

    Стефан Малларме. Фото: labirint.ru.
    Стефан Малларме. Фото: labirint.ru.

    Известный французский поэт-символист родился 18 марта 1842 года в Париже в чиновничьей семье. Когда юному Стефану было 5 лет, его мама скончалась. За воспитание взялась бабушка. В 1852 году начал учиться в религиозном пансионате, через год перевёлся в Лицей. Эти годы были мучительными для Малларме, поскольку он чувствовал себя в стенах училища одиноким. В 1860 заканчивает обучение и получает диплом бакалавра. Отец был уверен, что сын продолжит дело их семьи и станет чиновником. Но Малларме отказался от такой затеи, ссылаясь на то, что его призвание – это быть поэтом.

    Малларме отправляется в Лондон, где "подтягивает" свои знания английского языка. Там он начинает преподавать. Кстати говоря, спустя пару лет Малларме выпустит свой собственный учебник по английскому языку. Затем поэт переезжает во Францию и продолжает свою преподавательскую деятельность. В это же время он начинает писать стихи и поэмы.

    Малларме был большим поклонником Эдгара Аллана По, поэтому первые стихи были написаны под его влиянием. "Назвать предмет — значит утратить три четверти наслаждения поэтическим произведением". Именно этот принцип Малларме нашёл в эстетике произведений Эдгара Аллана По.

    Молодой Стефан Малларме. Фото: meisterdrucke.ru
     
    Впервые поэта напечатали в 1866 году в "Современном парнасе". Тогда это была поэтическая антология поэтов-парнасцев. К этому времени он написал огромное количество произведений, но многие из них были опубликованы только после смерти Малларме. Связано это с тем, что он всё время критиковал своё творчество и не был в нём уверен.

    В этот период в его голове зарождается новая идея – создать универсальную Книгу, в которой "текст говорил сам за себя, без авторского голоса". Этому проекту поэт посвятил всю свою жизнь, но так и не смог закончить, потому что считал, что идеал недостижим.

    Портрет Стефана Малларме работы Эдуарда Мане. 1876. Фото: bigenc.ru/literature

    С 1880 года Малларме начал проводить встречи по вторникам у себя дома на Римской улице. Поэт приобрел известность в литературных кругах благодаря Полю Верлену, причислившему его к "проклятым поэтам" (в очерках "Проклятые поэты", 1884). Верлен в своём произведении упомянул, как главный герой читает эклоги Малларме. Он перестал быть поэтом для поэтов и широкий французский читатель открыл для себя нового талантливого писателя и поэта.

    Где-то к середине 1880-х Малларме становится лидером поэтов-декадентов, которых с 1886 года стали называть "символистами". После этого события он  издал сборник "Стихотворения Стефана Малларме", а в 1888  году начал переводить поэмы Эдгара Аллана По. В то же время, наряду с символистскими "темными" стихами, сочинял небольшие и понятные стихи по разным поводам, которые были опубликованы лишь в 1920 году. Малларме также стал писать стихи на морской гальке и веерах, что было весьма необычно для того времени.

    Фото: labirint.ru

    В 1896 году, после смерти Поля Верлена, Mалларме провозглашают "королем поэтов" – своего рода предводителем символизма. Удивительно, насколько живучей оказалась традиция этого титула!.. В разные годы в разных странах его обретали поэты Игорь СеверянинАлександр Еременко и ныне живущий Дмитрий Воденников. "Король поэтов" Малларме разработал важнейшие теоретические основы нового литературного течения: именно он провозгласил главной задачей поэзии выражения "сверхчувствительного" и призывал уподобить ее музыке.

    "В поэзии всегда должна быть тайна". Так утверждал Малларме, причем в понятие "тайна" он вкладывал два смысла: первый – как скрытая в явлениях сущность, а вторая – усложнённая тайна, которая намеренно отображала неясность.

    Стефан Малларме умер 9 сентября 1898 года в Вальвене, близ Фонтенбло.

    Склеп Малларме. Фото: wikitoshare.com/tr/Ernest_Chausson

    Образцом поэтической "тайны, намеренно отображавшей неясность", можно считать, например, стихотворение "Подавленное тучей", известное русскому читателю в переводе Ариадны Эфрон.
     
    Подавленное тучей, ты
    Гром в вулканической низине,
    Что вторит с тупостью рабыни
    Бесстыдным трубам высоты.
     
    Смерть, кораблекрушенье (ты
    Ночь, пенный вал, борьба в стремнине) —
    Одно среди обломков, ныне
    Свергаешь мачту, рвешь холсты.
     
    Иль ярость оправдаешь рвеньем
    К иным, возвышенным, крушеньям?
    О, бездн тщета! и в волоске
     
    Она любом; в том, как от взгляду,
    В ревнивой, алчущей тоске,
    Скрывает девочку — наяду.
     
    В этом стихотворении нет никакого прямого высказывания. Невозможно даже сказать, какие именно вещи или явления он имеет в виду, что есть само "подавленное тучей" (не зря же поэт предлагает целый ряд "синонимов"). При этом строки, словно бы помимо рассудка, складываются во впечатление бури и надежду на проблеск. Очень наглядна здесь основная особенность текстов Малларме: он не вкладывал в стихи очевидный смысл и  обходился без сюжета, однако же заботился об эмоциях, которые его слова создадут у читателя. Не говоря уж о том, что его стихи всегда ритмичны и музыкальны. Мелодичность отлично передала на другом языке поэтесса и художница Ариадна Эфрон. Недаром она была дочерью, возможно, крупнейшей русской (вряд ли советской) поэтессы ХХ века и почти не уступала ей в даровании.   
    Поделиться:
    Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

    ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

    НОВОСТИ

    Новые материалы

    «На Соловки». Театр.Doc.
    7 ноября глазами мальчишки из Москвы
    Кто вписан в "Историю будущего"

    В Москве

    "Ах, война, что ты сделала, подлая..."
    Онегин без ретуши: в Москве открылась выставка мастеров, ожививших Пушкина
    Шойгу и Любимова приняли участие в открытии в Москве выставки искусства КНДР
    Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
    Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть