Икона "Воскресение Христово". Москва. Оружейная палата. 1685 г. Фото: © blog.mediashm.ru
Тема мученической казни и возвращения Христа к жизни с начала нашей эры занимала главенствующее место как в богословии и богослужении, так и в искусстве, и религиозном, и светском. Традиция изображения Воскресшего Господа формировалась в течение столетий. Сложились его каноны. Однако искусство не знает границ. Художники разных эпох обращались к сюжету Воскресения Христова, ища для него все большей выразительности.
В светлый праздник "Ревизор.ru" публикует образ "Воскресение Христово" (полное название - "Воскресение Господа нашего Иисуса Христа"), одну из старейших сохранившихся православных икон. Священный сюжет написали в 1685 году русские иконописцы под руководством прославленного изографа Фёдора Евтихиевича Зубова, умершего в 1689 году. Фёдор Зубов родился в городе Соль Камская (ныне Соликамск) в семье его коренных жителей, живших солеваренным промыслом. Его отец был диаконом тамошней церкви Стефана Пермского. Считается, что Фёдор Зубов обучился иконописному делу в строгановских монастырских мастерских Соли Камской. В 1662 году он был призван в Москву царем Алексеем Михайловичем и зачислен мастером в Оружейную палату, которая уже тогда была крупным русским художественным центром и поставляла иконы и церковную утварь всем храмам страны. Сформировался даже особый иконописный стиль Оружейной палаты, сочетающий древнерусские традиции с сюжетами и формами, почерпнутыми из западноевропейской книжной миниатюры. Это приводило к попыткам передачи в иконах индивидуальных черт, отчего лики получались "живоподобными". Манеру Фёдора Зубова – тонкая работа с миниатюрой и любовь к деталям – унаследовали его ученики.
Образ "Воскресение Христово" хранился после революции в Новодевичьем монастыре и в 1976 году поступил в собрание икон Государственного исторического музея.
Наш портал поздравляет всех, верующих, атеистов и агностиков, с Праздником Пасхи и в его честь дарит своим читателям стихотворение современного поэта
Татьяны Бочаровой.
***
На перепутье всех дорог,
Где птица серая кричала,
Полнеба высветил Сварог,
И это было лишь начало…
Шатры жрецов и первый Храм,
Сменялись дни и поколенья.
В песках халдейских Авраам
Услышал Божье откровенье -
Сбираться в путь и по приметам
Ступать навстречь сухих ветров.
Стоял январь, и хвост кометы
Сиял, как тысячи костров.
Вперед Корана был Завет,
И, зов услышав христианский,
К земле соседней, Ханаанской
Шел Моисей, и следом в след
Шли люди, множество родов,
Колен Израиля и Дана,
Чтоб после тяжести трудов
Омыться в водах Иордана.
Тогда в земле обетованной
Шумели дикие леса,
А с неба сыпалась не манна,
А Божья падала слеза.
Но встала римская Фемида,
Простерла длань свою в дали,
Когда из племени Давида
Явился царь всея земли.
И в небе горлица парила,
И в снах пригрезилось волхвам:
Звезда сияет над Марией,
Внушая кротость пастухам.
И тридцать минуло, и три,
Среди отверженцев и татей,
В кровавом пламени зари
Сияет белое распятье.
Иршалаим, не ты ль проснулся
Дворцов сияньем напоказ,
Когда сам Бог пятой коснулся
Твоих камней в последний раз?
Сменив народы и обличье,
Пожар и голод, свет и тьму,
Храни, храни всегда величье
Своей причастностью к нему.
Ты будешь тем в веках завиден,
И тем в веках превознесен,
Что был однажды Им увиден,
Оплакан горько и спасен!