Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Наталья Рубанова и её тёмные аллеи

"Книжная лавка Ревизора.ru" представляет новый сборник рассказов известной современной писательницы.

Обложка предоставлена Натальей Рубановой.
Обложка предоставлена Натальей Рубановой.

Наталья Рубанова. Карлсон, танцующий фламенко. Новеллы. – "Лимбус Пресс", 2021. – 568 с. ISBN 978-5-8370-0774-3. Авторская серия "Тёмные аллеи XXI век".

В свет вышла книга, которую "Ревизор.ru" анонсировал совсем недавно – "Карлсон, танцующий фламенко", новый сборник новелл Натальи Рубановой, известного современного прозаика и драматурга, автора книг "Москва по понедельникам", "Коллекция нефункциональных мужчин", "Люди сверху, люди снизу", "Сперматозоиды". Книга выпущена при поддержке Министерства культуры РФ и Союза российских писателей.

Как объясняет писательница, новеллы, вошедшие в неё, выросли из цикла "Тёмные аллеи" – пожалуй, самой известной части литературного наследия Ивана Бунина. Недаром книга Рубановой выпущена в авторской серии "Тёмные аллеи XXI век" – эта формулировка означает "перекличку", продолжение традиций русской любовно-эротической прозы, которые на деле глубже и значительнее, чем полагает широкая публика. Не случаен и подзаголовок сборника – "Неудобные сюжеты".

Об этом подзаголовке следует, пожалуй, сказать особо. Если воспринимать его буквально, как и апелляции к "Тёмным аллеям", можно подумать, что все рассказы только "про это", как и великий бунинский цикл. Все сложнее: Наталья Рубанова – большой специалист по игре, провокации, жесту в литературе. Истории из книги "Карлсон, танцующий фламенко" далеко не всегда происходят в постели или расположены "в горизонтали". Напротив, многие из них вообще практически целомудренны, а другие говорят о любви не в физиологическом аспекте. В мире существует множество других призм, через которые стоит рассматривать чувства мужчины и женщины, женщины и женщины, мужчины и мужчины: социальные или психологические роли, социологические функции, гендерное противостояние или тонкие нематериальные отношения.

Книга, собственно, именно о том, что не бывает ничего однородного, однозначного, "лобового", особенно в сфере человеческих чувств. Она вся, как теорема, служит одновременно и утверждением, и доказательством этой многомерности (а отнюдь не плоскостности) взаимоотношений между людьми. Отметим, что в прозе Рубановой никогда не действуют только люди – ее мир густо населен сущностями нематериального свойства: духами, персонажами мифологии, литературными и кинематографическими героями (см. рассказ "двойные ноты [Эталонный постмодернизм]"), ожившими мертвыми, изображениями картин, воплощенными в некий образ мелодиями, стихами, городами и далее до бесконечности. С бесконечностью и с вечностью автор тоже на "ты".

Разговор о сборнике "Карлсон, танцующий фламенко" стоит начинать с его композиции, благодаря которой уже оглавление читается с интересом, как еще один рассказ. Точнее, оглавление подменяет изящный термин "De PE a PA" – в переводе с французского это значит "от А до Я". "Алфавит" впечатляет:

cante jondo [Карлсон, танцующий фламенко]

колыбельная [Не плачь, это не имеет большого значения!]

интермеццо [Шесть музыкальных моментов Шуберта]

Из цикла "Три текста о главном, или Amor non est medicabilis herbis"

блюз для Е. С. [Жерамный плод]

джаз для Т. V. [День, когда вернут моего Ненаглядного]

шансон для ZAZ [Вариации на тему "Je veux" из зонтика Оле Лукойе]

босса-нова [Ёжиков]

романс [Её университеты]

этюд [А девочка плыла…] –

и так далее. Его "буквами" служат музыкальные формы.

Каждой литературной форме Наталья Рубанова подбирает ее музыкальный прообраз, и заглавие всякого рассказа становится сложносоставным – в него входит и словосочетание, указывающее на некую сюжетную коллизию рассказа, и его музыкальная аналогия. Писательница профессионально занималась музыкой, это чувствуется по текстам, богатым внутренним ритмом, и по мелодичности прозаической речи. Но даже человек, далекий от музыки, способен представить эту книгу как гала-концерт с участием полного симфонического оркестра, начинающийся с простых, так сказать, "популярных" музыкальных номеров, а заканчивающихся полномерными симфониями. К таковым я отношу, скажем, повествование "музыка для мандолины [Двадцать четвёртое мая: Венеция та и эта]" – в малую литературную форму вложено целое путешествие между мирами, когда героиня-рассказчица вместе с M. Lisa Gerardini (если кто не понял, это Мона Лиза) сидят в кафе за девичьими яствами, а затем летят на ковре-самолете в сказочную проекцию Венеции, где всегда 24 мая, и вечно ходит по городу Иосиф Бродский: "И тут я вижу, как к нам приближается он, Иосиф: выглядит на удивление молодо, предлагает пройтись к мастерской, где делают и чинят гондолы". А Джереми, герой (а может быть, героиня? пол не указан) истории "альт-саксофон, solo [Питер как пространственный предлог]", одержим/а "питероманией" и оказывается в фантазийном городе на Неве – в пространстве невиданной любви, которой в геометрическом мире не суждено было бы состояться: "Букет-вздох из будущего, вброшенный по неосторожности автором сего, любовь моя!.."

Рассказ, подаривший сборнику название, стоит первым: "cante jondo [Карлсон, танцующий фламенко]" (как гласит сноска, канте хондо, или "глубокое пение", – старинный, наиболее чистый пласт музыки и поэзии фламенко). Это история о первом детском эротическом впечатлении, когда ребенок еще не понимает, вожделеет ли он женское начало или красоту танца: "Толстая соседская девочка, одетая в цыганское платье горохом (виден лишь край), открывает дверь в нашу старую квартиру на Чистых. …Обута толстуха в туфли на каблуках… – ими-то и отбивается этот ни на что не похожий ритм… Мне становится страшно, но толстая девочка танцует для меня одного – маленького худенького мальчика,прячущегося за шторой: и глаз отвести невозможно". Идеальный, как в танце фламенко, круг сводит этих персонажей вместе через много лет в Барселоне. Девчонка, которую на Чистых прудах дразнили жиртрестом и Карлсоном, танцует на улице, и, боже, как она изменилась: "А юбка взлетает, обнажая на миг стройные ноги: Карлсон, танцующий фламенко".

Многие рассказы в книге напоминают о том, что любовь – это не только чувство между мужчиной и женщиной. Отношения между детьми и родителями тоже принято называть любовью, но какой уродливой, несостоятельной (воистину – неудобной) может она предстать!.. Темы детско-родительских отношений у Рубановой сквозные: Мишка из рассказа "колыбельная [Не плачь, это не имеет большого значения!]", которого "строгая красивая мамуля" то привозит, как чемодан, в Казань, пока сама устраивает личную жизнь, то "забирает его, будто вещь, от бабушки Нурии", когда опять не срослось, откликается в образе девочки из истории "мантра на святки [Йога forever]". У той с мамой тоже не выстраивается любовь: "Я прожила в холодном – ледяном? мёртвом? – доме деда с бабкой на Преображенке около пятнадцати лет: когда mama сделала окончательный выбор между мной и клавесином, когда я поняла, что Инструмент значит для Неё гораздо больше какой-то девчонки, я закрылась окончательно".

Рассматривает Рубанова и совершенно ирреальные ситуации, которые еще можно называть "странностями любви". Таковым, например, посвящен большой рассказ "spiritualmusic [Белые мухи, спиричуэлс и кое-что об Архетипе Тени Любви]", восходящий к мифу об идеальном человеке – гермафродите и почти невинный для такой темы, которую, кажется, невозможно подать иначе, нежели щекотливо: "Отношения наши оставались по-прежнему платоническими. Когда же наступало "время Ч" (опанньки!), я держалась за шею Джима и тихонько скулила  – и вот тогда Джим мурчал "Колыбельную" Гершвина…". Посыл здесь в родстве не тел, а душ. Женщина, которая живет музыкой: "Иногда я покупала чёрное пиво и слушала этюды Шопена – я до сих пор не уверена, есть ли что-нибудь лучше, чем этюды Шопена под чёрное пиво или даже без него", – находит свою половинку в лице экзотического персонажа Джима. Просматривается намек на то, что совершенный, то есть полноценный человек – эдакий "духовный гермафродит", обретший вторую часть собственной души, несмотря на всякие препятствия, или даже благодаря им, потому что они суть ступени духовного и личностного роста.

Писатель Андрей Бычков сказал о сборнике Рубановой так: "Тончайший слух, виртуозное владение словом, лёгкость письма такая, что аж дух захватывает. С другой стороны – обостренный эротизм сюжетов, игра отчаяния и надежды, риски и соблазны. Это проза амазонки и победительницы!" Наиболее победительно звучит нота торжества искусства: литературы, музыки, поэзии, живописи, скульптуры, фотографии, театра, дизайна, секса как эстетической категории и искусства любить в том самом смысле, что подразумевал Эрих Фромм. Философ имел в виду, что любовь требует труда и знаний.

Отмечу, что сборник "Карлсон, танцующий фламенко" служит, на мой взгляд, отличным опровержением распространенного издательского предпочтения "крупной формы". В таких книгах, как у Рубановой, состоящих из множества историй, порой продолжающих друг друга, населенных персонажами, переселяющимися из текста в текст, видоизменяющихся, экспериментирующих с формой, с содержанием, с идеями, каждый читатель, простите за трюизм, отыщет рассказы, которые как для него писаны, и обязательно загнет уголки особенно полюбившихся страниц.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".
По любви. О книге Елены Сафроновой "Улица с фонарями".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть