Клод Моне. Автопортрет. 1886 г. Все фото с выставки предоставлены автором.
Оскар Клод Моне – один из основателей импрессионизма. Он проделал долгий путь от полного неприятия, гонений, откровенных насмешек до всемирного признания и известности. Выставка "Клод Моне. Магия воды и света" предлагает посетителям проследить этот путь.
![](/files/223416b9vt.jpg)
Коллекция состоит из репродукций от первых юношеских карикатур до поздних полотен. Использование высококачественных копий позволяет наиболее полно охватить творчество мастера, ведь многие произведения художника находятся в частных коллекциях и практически не выставляются. Выставка занимает 5 залов, в которых расположены более ста картин великого импрессиониста.
![](/files/223420u9s1.jpg)
Одна из первых живописных работ восемнадцатилетнего Моне – "Вид на Рюэль-ле-Гавр" (1858). Произведение написано после знакомства с Эженом Буденом. Именно этот художник обратил внимание на работы юного карикатуриста, привил ему любовь к пейзажной живописи и пленэрам в целом.
![](/files/2234261ye1.jpg)
В 1866 году Клод Моне пишет свою "Даму в зелёном платье". Это произведение – особый рубеж в творчестве будущего мэтра. Портрет невесты художника Камиллы Донсье выражает высокое чувство к реальной девушке. Образ её не идеален, но автор не ищет идеала, он воспевает истинную красоту без прикрас. Картина была написана всего за несколько дней и принесла Моне всеобщее признание и восхищение. Впоследствии мастер всё больше обращается к поиску свойственной только ему манеры написания. Он перестаёт использовать палитру, нанося краски из тюбика непосредственно на холст. Контур предметов становится размытым, мазки экспрессивнее, шире.
![](/files/2234285svl.jpg)
Картина, подарившая название всему направлению – "Впечатление. Восход солнца" (1872). Критик Луи Леруа в газете "Le Charivari" писал: "Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это "Впечатление".
Мы видим порт Гавр, утопающий в утренней дымке. Цветовая гамма в произведении играет самую важную роль. Холодные оттенки, минимальная детализация объектов, отблески красного восходящего солнца. Ускользающее мгновение, которое автор запечатлел так мастерски, что не покидает ощущение присутствия на месте событий.
![](/files/223430rwwx.jpg)
Клод Моне писал: "Я уверен, для того, чтобы по-настоящему хорошо нарисовать море, нужно смотреть на него каждый час каждого дня из одного и того же места, чтоб понять, как оно движется в этой конкретной точке. Вот почему я работаю над одними и теми же мотивами снова и снова, иногда по четыре или шесть раз".
Такое отношение к живописи позволяло не останавливаться на достигнутом, смотреть на одни и те же предметы с разных ракурсов, видеть то, что не доступно взгляду обывателя.
![](/files/223432mcqk.jpg)
![](/files/223434164n.jpg)
Моне часто обращается к обыденным, простым сюжетам. Известный цикл картин с изображением стогов сена на скошенном опустевшем поле состоит из 25 полотен, написанных в разное время года. Стог сена – символ земного плодородия, благополучия, гармонии человека с природой. К этому сюжету обращали своё внимание и другие мастера живописи: Милле, Гоген, Ван Гог, Писсаро. Клод Моне привнёс новое видение предмета изображения: внимание к освещению, некоторую абстрактность. На выставке представлены 4 картины из этого цикла.
![](/files/223438wzp9.jpg)
В 1890-х новым источником вдохновения становится Руанский собор (Нормандия). Художник обращает внимание на изменение внешнего вида объекта при различном освещении. Пористая структура камня поглощает дневной свет, а рельеф фасада создаёт удивительную игру света и тени. Для удобства наблюдений, Моне снимает помещение рядом с собором. Он меняет холсты каждые полчаса. Такое усердие подарило миру более тридцати полотен.
![](/files/223440eqnl.jpg)
В поздний период творчества художник уделяет особое внимание своему саду в Живерни. Там он создаёт уютный уголок, пронизанный восточными мотивами: изящный деревянный мостик, пруд, утопающий в зелени, водяные лилии. Буйная растительность оттеняет нежную хрупкость строения. Цикл полотен "Японский мостик" передаёт не только изменения в природе, но и перемены в манере написания мастера. Цвета становятся интенсивнее, насыщеннее. Со временем мелкие детали сюжета отходят на второй план, возможно, это связано с постепенным ухудшением зрения автора.
![](/files/223442bq3j.jpg)
На протяжении последних тридцати лет своей жизни Моне создаёт знаменитую серию картин "Кувшинки" ("Водяные лилии") В 1912 г.у него обнаруживают катаракту, цветовосприятие неизбежно меняется, краски теряют свою яркость. В воспоминаниях художника можно заметить, что вначале, он, как обычно, писал пруд с цветами на пленэре, затем перешёл к полотнам особо больших размеров, но вскоре реальная красота начала ускользать от его пристального взгляда. Тогда мастер вернулся в мастерскую и стал писать знакомые пейзажи по памяти. В своих поздних работах автор отказывается от перспективы, сглаживает линию горизонта, благодаря этому появляется ощущение глубины и безграничности водной глади.На поверхности воды поступают листья и соцветия кувшинок.
![](/files/2234443vvs.jpg)
![](/files/223446ykbe.jpg)
Современники называли великого живописца "человеком солнца". И действительно, его картины буквально излучают свет. Насладиться игрой света и цвета, погрузится в удивительный мир импрессионизма можно на выставке"Клод Моне. Магия воды и света" в Саду культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана до 15 мая.
![](/files/2234483xvj.jpg)