Фигура Льва Толстого выбрана неспроста. Как свидетельствуют многие киноведы, мыслитель обладал уникальным даром: он кинематографически обращался с такими понятиями, как пространство и время, а поэтому вызвал большой интерес у первых кинематографистов. В то же время, отношение самого Толстого к киноискусству было несколько противоречивым: “
Лев Толстой не однозначно относился к кинематографу. С одной стороны, он называл искусство кино вредным социальным явлением. С другой стороны, в его доме хранились визитные карточки известных в то время фотографов Жоржа Майера и Карла Буллы. В частности, представленные на выставке издания первых в России журналов по кинематографии “Сине-фоно” и “Кинемо” взяты из библиотеки писателя”, – поясняет экскурсовод.
Фото: Елена РоманенкоОб особом внимании семьи Толстовых к киноискусству также свидетельствуют экспонируемые фотопринадлежности жены Льва Николаевича Софьи Андреевны: фотокамера фирмы “Кодак” 1890-ых годов, фотопленка, ручной стереоскоп, ванночка для проявителя, весы для химикатов и пр.
Фото: Елена Романенко
“Считается, что кино началось с братьев Люмьер, однако многие забывают об огромном вкладе изобретателя Томаса Эдисона, с которым, кстати, Лев Толстой вел активную переписку. Представленный на стенде мимеограф, прибор для размножения рукописного и машинного текста, – подарок Эдисона писателю”.
Основную часть экспозиции составили эскизы костюмов и декораций, режиссерские сценарии, раскадровки из фильмов, начиная с первых экранизаций немого кино до шедевров киноклассики. Также гостям галереи посчастливилось увидеть костюмы из различных постановок, в частности одеяния актеров кинофильмов “Крейцерова соната” (1986), “Анна Каренина” (2006-2008) и “Лев Толстой” (1983).
Фото: Елена Романенко
Небольшой по своим масштабам выставке “И светит свет во тьме” удалось наглядно, а точнее “покадрово” показать эволюцию образа Л.Н.Толстого на примере кинокартин отечественных и зарубежных режиссеров. Старания деятелей кино в передаче колорита того времени прекрасно иллюстрируют костюмы, продуманные до деталей, а по экспонируемым фотоинструментам из дома семьи Толстовых можно заключить, как шло развитие кинематографической техники.
Продлится выставка до 30 октября.