Фото: пресс-служба ГМИИ имени А.С. Пушкина
Как и многие итальянские династии, семья Фарнезе стала1590-1649) основателем чудесной коллекции живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, ярчайших образцов фарфора. Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Корреджо, Пармиджанино, Лотто, Карраччи… Видя и слыша эти имена, глядя на их произведения, ты словно читаешь лучшую книгу об итальянской живописи. Так оно и есть. Шедевры художников эпохи Возрождения и барокко – гордость музея Каподимонте – одном из богатейших собраний Италии. Впрочем, место в 150 залах дворца нашлось и для зарубежных представителей изобразительного искусства – Эль Греко, Брейгеля, Ван Дейка, Риберы и даже Уорхола. В художественное собрание музея входит не только коллекция Фарнезе, но и представителей других аристократических семей и династий: Борджиа, Авалос. Внушительное число экспонатов, ранее находившихся в стенах неаполитанских храмов и церквей, были переданы музею, чтобы соблюсти наилучшую степень сохранности. В 2020 году в Москве пройдёт большая выставка итальянской живописи из собрания Каподимонте, в этом же году ГМИИ имени А.С. Пушкина представил посетителям прелюдию к будущему российско-итальянскому проекту.
Фото: пресс-служба ГМИИ имени А.С. Пушкина
Главным действующим лицом февральской выставки стала женщина – итальянский художник (именно художник!) Артемизия Джентилески (1593-1653). Её шедевр – полотно "Юдифь и Олоферн" (1612-1613) представлен в зале музея. Артемизия Джентилески была дочерью итальянского художника Орацио Джентилески (1563-1639), создавшего фрески для Ватиканской библиотеки. Орацио Джентилески работал в Риме, Генуе, Париже. К сожалению, работы этого периода не сохранились. До конца своих дней отец Артемизии жил в Англии, где служил придворным художником короля Карла I. Артемизия Джентилески была представителем школы Караваджо. Рим, Неаполь, Лондон, где она работала вместе со своим отцом, стали городами её творчества. В России нет ни одной её работы, её живописные полотна находятся в музеях Италии, Испании, Германии, США, Венгрии, частных коллекциях. Данная выставка – прекрасная возможность увидеть работу первой женщины, избранной членом Академии живописного искусства во Флоренции. В этом городе ей покровительствовал сам Козимо II из рода Медичи, она была знакома с племянником самого Микеланджело, Антонисом ван Дейком и Галилео Галилеем. Картина, представленная на выставке, поражает не столько световым решением, в котором безусловно прослеживается влияние Караваджо, сколько особой жестокостью Юдифи. Объяснение этому можно найти в биографии самой Артемизии. Будучи ученицей итальянского художника Агостино Тасси, она подверглась насилию с его стороны. После чего последовало долгое судебное разбирательство, в результате которого Тасси был отправлен в тюрьму. Исключительная жизнь и судьба женщины-художника, особенно если представить тот далёкий итальянский 17-й век.
Фото: пресс-служба ГМИИ имени А.С. Пушкина
Кроме картины Джентилески на выставке представлено и произведение французского художника Симона Вуэ (1590-1649) "Ангел с игральными костями и туникой Христа" (между 1615 и 1620-1625). Симон Вуэ тоже был выходцем из семьи художников. Изобразительному искусству он учился у своего отца, Лорана Вуэ. Уже в 14 лет Симон получил свой первый заказ. Его кумирами были представители венецианской школы живописи, позже художник примкнул к "караваджистам". Симон Вуэ выполнял росписи для собора святого Петра в Риме, работал над алтарями церквей в Париже, а заказы на его работы сыпались как из рога изобилия. Впрочем, после своей кончины, Симон Вуэ долгое время находился в забвении. Лишь только выставка 1990 года, проведённая в Париже, вернула поклонникам живописи имя некогда известного живописца. Третьей картиной из Каподимонте стало произведение Франческо Гварини (1611-1654) "Святая Агата".
Фото: пресс-служба ГМИИ имени А.С. Пушкина
В свою очередь ГМИИ имени А.С. Пушкина дополнил неаполитанскую часть картинами из собственного собрания. Так, в зале представлено полотна представителя болонской школы, тоже "караваджиста", Рени Гвидо (1575-1642) "Иосиф и жена Пентефрия" и "Поклонение пастухов". Рени Гвидо работал в Генуе, Риме, Неаполе. Он стал учителем целого ряда итальянских живописцев, а его работы украшают залы Лувра, Дрезденской картинной галереи, Эрмитажа. Ещё две картины итальянского художника Гверчино (Джованни Франческо Барбьери, 1591-1666), "Святой Себастьян" и "Аллегория Веры" вошли в камерную атмосферу выставки. Олицетворением Веры, согласно многовековой традиции, предстала женщина с чашей в руке (символ причастия). На картине "Святой Себастьян" представлены тоже представлены традиционные атрибуты христианского мученика, римского легионера.
Фото: пресс-служба ГМИИ имени А.С. Пушкина
Выставка "Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея и Королевского парка Каподимонте и ГМИИ имени А.С. Пушкина" работает до 21 апреля 2019 года
Генеральный спонсор выставки - банк ВТБ
Билеты можно приобрести в кассах музея