БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024
Шекспир в контексте
23 апреля 2024
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди
23 апреля 2024
О писательнице Анастасии Вербицкой
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Михайловском дворце открылась выставка "Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения".

Зрители увидят около 200 работ из собрания Третьяковской галереи и Русского музея. Многие картины - из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы.

Автор: Ревизор.ru
Фото пресс-службы музея.
Фото пресс-службы музея.

Михаил Врубель (1856-1910) - крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн. Свой огромный талан художник реализовал в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.


Фото пресс-службы музея.

Полотна "Летящий демон" (ГРМ), "Демон (сидящий)" (ГТГ), "Принцесса-Лебедь" (ГТГ), "Богатырь" (ГРМ), иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, вдохновленные образами Александра Пушкина ("Пророк" (ГТГ), "Шестикрылый Серафим" (ГРМ)) вошли в золотой фонд национальной культуры. Наряду с признанными шедеврами на выставке экспонируются работы до сих пор малоизвестные широкому зрителю.
 
Знаменитые картины и рисунки можно увидеть в Корпусе Бенуа, а коллекцию полихромных майолик мастера – в зале №87 постоянной экспозиции Русского музея, на втором этаже.
 
Выставка дает представление зрителям обо всех периодах творчества Михаила Врубеля. Традиционно принято считать, что их четыре.


Фото пресс-службы музея.

Годы учебы (1880-1884). В двадцать четыре года дипломированный правовед, знающий несколько иностранных языков, увлекающийся немецкой философией и современной литературой, Врубель становится учеником Академии художеств. Живопись и рисунки тех лет отличают отсутствие черт "ученичества" и высокий уровень исполнения. Его работа "Обручение Святой Девы Марии с Иосифом" (ГРМ) была отмечена Второй серебряной медалью. Илья Репин высоко оценил акварельный "прием" Врубеля, а педагог Павел Чистяков даже дал прозвище "Фортуни", в честь знаменитого тогда испанского художника. От Чистякова, идеи которого были близки мастеру, Врубель воспринял интерес к акварели, к чистоте цвета и "мозаичному" письму. С помощью этих средств достиг поразительных эффектов в передаче многоцветности и одухотворенности форм. Знаковые работы этого периода представлены на выставке. Среди них "Гамлет и Офелия" (ГРМ), работа, навеянная трагедией Шекспира. В поисках облика героя Врубель создал ряд автопортретов.
 
Фото пресс-службы музея. "Гамлет и Офелия". 

Киевский период (1884-1889). Весной 1884 года Врубель по совету Павла Чистякова был приглашен профессором Адрианом Праховым в Киев для реставрации церквей и написания икон. В ноябре 1884 – апреле 1885 года художник изучает мозаики собора Сан-Марко в Венеции, церквей на острове Торчелло и в Равенне, готовится писать иконы для Кирилловской церкви. Позже обращается к религиозным сюжетам, создает эскизы для Владимирского собора, зажигается ориентальными мотивами и образом Кармен, с лета 1885 года ведет поиски в воплощении образа Демона. К этому периоду относятся такие работы как эскизы "Воскресение" (ГТГ), "Ангел" (ГТГ), "Христос в Гефсиманском саду. Моление о чаше" (ГТГ), которые можно увидеть на выставке.

Фото пресс-службы музея. "Серафим".

Московский период. Расцвет творчества (1889-1904). С середины 1880-х Врубель искал новые пути в искусстве. Художник становится членом Мамонтовского кружка, активно проявляет себя не только в станковом творчестве, но и в декоративной, театральной живописи, книжной иллюстрации, прикладном искусстве.
 
В 1890 году, после многих попыток в предшествующие годы подступиться к образу Демона, Врубель создал шедевр – холст "Демон (сидящий) " (ГТГ).  В конце того же года Врубель принял участие в создании иллюстраций для издания собрания сочинений Михаила Лермонтова к пятидесятилетию со дня его смерти. Мастер сделал рисунки к шести произведениям в прозе и стихах, в том числе – "Демон" и "Герой нашего времени".
 

Фото пресс-службы музея. "Демон летящий".

В 1890-х Врубель увлекся фольклором – архаической, таинственной эпохой вещих птиц, леших, русалок, богатырейи вольных хлебопашцев– "Пан" (ГТГ), "Богатырь" (ГРМ), "Царевна-Лебедь" (ГТГ), "Утро" (ГРМ).
 
В 1896 году состоялась встреча Врубеля с его будущей женой и музой – певицей Надеждой Забелой. Ее одухотворенный, почти эфемерный облик с тех пор становится одним из лейтмотивов творчества художника. В московскую пору их жизни ее образ претворился в акварелях "Морская царевна" (ГРМ), "Прощание Царя Морского с Царевной Волховой" (ГРМ), "Примавера" (ГРМ). Среди относящихся к этому времени портретов Надежды Забелы-Врубель нет ни одного, на котором она была бы изображена в реальной обстановке – в современномкостюме, в обычном интерьере.
 

Фото: livemaster.ru. "Морская царевна".

Конец XIX - начало XXвеков стал рубежом в творчестве Врубеля. Художник вновь обращается к теме Демона: работает над картиной "Летящий демон" (ГРМ), в эскизах 1901 года "нащупывает" композицию "Демона поверженного" (ГТГ).
 
Многочисленные изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках воспринимались окружающими как навязчивая идея. Непривычные по новизне формы даже для Саввы Мамонтова, готового к самым бесстрашным (по тому времени) экспериментам, они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента.
 
Поздний период творчества (1902-1906). Из оставшихся восьми лет жизни судьбой на творчество Врубелю было отпущено четыре. Рождение сына Саввы в 1902 году не вносит в жизнь мастера ни гармонии, ни покоя. "Портрет сына художника" (ГРМ) внушает скрытую тревогу, которую не сглаживает ни нарядность антуража, ни светлый колорит. Конечно, на восприятие портрета неизбежно влияет знание трагической судьбы ребенка, умершего в мае 1903 года.
 
Этот период отмечен душевной болезнью мастера, а также появлением признанных шедевров – "Шестикрылый Серафим" (ГРМ), "Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок" (ГРМ), "После концерта" (ГРМ), "Жемчужина" (ГТГ), "Пророк" (ГТГ), множество автопортретов, рисунков цветов, раковин, знаменитого листа "Постель" из цикла "Бессонница" (ГРМ). Мощь образов, красота изобразительного решения отражают трагический разлад с действительностью.
 
В начале 1906 года Михаил Врубель рисует портрет поэта-символиста Валерия Брюсова (ГТГ), работает над композицией "Видение пророка Иезекииля" (ГРМ), но не успевает их закончить – ему отказали глаза.
 
Творчество мастера, сам его образ, трагическая судьба имели сильное воздействие на молодых художников, символистов и их сверстников, будущих авангардистов, служили темой для творчества поэтов той эпохи. Наследие Врубеля и по сей день не утратило своей значимости. Выставка продлится до 2 августа.

 

 

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

БАМ отмечает 50 лет
Шекспир в контексте
Многочисленные ракурсы "Аиды" Джузеппе Верди

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть