Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.
17 апреля 2024
Проект "Открытая репетиция". "Гамлет" на малой сцене Театра на Таганке.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 августа 2018 17:26

"Заземление. Громоотвод" – в Москве открылась уникальная выставка

Выставка студентов факультета коммуникации, медиа и дизайна НИУ ВШЭ

Фото: Алёна Филина
Фото: Алёна Филина

Проект "Громоотвод. Заземление" состоит из двух частей. Первая часть представлена внутри галереи, а вторая должна была выставляться на улице, но поскольку нужно согласовывать этот момент, на данном этапе уличную часть выставки посетители смогут увидеть не ранее, чем через неделю. Каждый художник, принимающий участие в проекте, создал две работы, одну для улицы, а другую для галереи. Выставка является макетом религии, макетом культа поклонения. Ее задачей является разобраться в том, как устроена внутри религия, на что она опирается. Даже от слов "гром и молния" невольно вспоминается поклонение Зевсу и древнегреческая мифология. На данный момент религия – это не "гром и молния", не бессмысленное поклонение, а многовековая мудрость, институт, стабилизирующий человеческую психику, со своим устройством, своей концепцией, истоки и следствия которой анализируют люди с разным подходом и отношением к ней. Выставка представлена в галерее ГРАУНД "Песчаная" Объединения "Выставочные залы Москвы".

Выставка весьма авангардна и необычна. На первый взгляд сложно оценить экспонаты. Но, благодаря пояснению куратора выставки Арсения Сергеева, Реизору.ru удалось проникнуться идеей, которую хотели воплотить художники и куратор.

Концепция задумки такова, что тексты, представленные на первой части – это комментарии, "живые тексты" к уличным объектам, которые пока отсутствуют, из-за чего затрудняется процесс восприятия, но тем не менее так как во время работы над произведениями куратор выставки и студенты решили, что тексты сами могут стать арт-объектами, они смотрятся как полноценные произведения. Поэтому здесь мы видим овеществленные тексты.
 
Фото: Алёна Филина

Это храм

Это пространство организовано сообразно тому, как оно организовано в храме. Здесь есть святая книга и многообразие артефактов, скрижали, реликварии с вотивными предметами. Все, представленное здесь, есть чистый анализ религиозного воззрения – макет всех религий.

Это попытка подумать о том, как действует религиозное знание на человека, чем оно инсперировано, и какие аффекты оно выдает в конечном итоге. Задуматься о том, почему во всех религиях используются одни и те же подходы в организации пространства и текста и чем обоснован выбор сакральных предметов и принцип расположения их в пространстве. Это все некая абстрактная структура, описывающая религиозное знание.  

Куратор выставки отмечает, что работа со студентами была для него вызовом, так как они, как художники воспринимают все в другом режиме. Куратор склоняется к атеизму, а студенты тяготеют к религии и пытаются создавать свои собственные религиозные практики. Молодые художники показывают религию, как метод освоения мира через ритуальность. Отсюда здесь и царит "предметность": различные артефакты новой религии, которая одновременно является и детищем студентов и прообразом культа поклонения в целом. Здесь кроется стремление сбалансировать себя относительно окружающего мира. Ибо человек ищет в религии ответ на главный вопрос, который волнует каждого человека "Что такое бытие"?  Всё представленное на выставке необходимо воспринимать как производство в рамках религиозного мировоззрения, по структуре совпадающее с религиозными практиками.

Фото: Алёна Филина

Почему громоотвод?

Это метафора. Художник является громоотводом, а произведения – молнией. То, что должно быть представлено на улице – молния, то, что находится в помещение – его раскаты, звуковые волны от вспышек уличной экспозиции, в отсутствии которой мы наблюдаем только за раскатами грома без звукового сопровождения.

Фото: Алена Филина
 

Почему заземление?

Заземлением в данном случае является некая связь между миром идей и миром вещей. Все это очень объяснимо – мир столь огромен, что человек пытается отгородиться, расставить свои пешки в нем и успокоить себя таким образом. Поэтому заземление – это процесс производства объектов, произведений искусства, которые подобно выброшенным якорям помогут человеку, которого уносит неопределенность и, даже, неописуемость мира, удержаться на земле. Художник как утилизатор. Он переводит в свои произведения реальность и заземляет все, что его беспокоит.

Макет религии. Роль художника в религиозном культе

 
Художник – важный компонент любого религиозного культа, ибо он визуализирует религиозные концепты. Художники сами могут продуцировать религиозное знание. Всякий, кому недостаточно систематизировать свои наблюдения, основываясь исключительно на научные знания, опирается на религиозные конструкции.

Фото: Алёна Филина

Таким образом здесь представлены "мотив счета" и "начетничества". Это счет до понимания математики. Здесь представлены работы двух художников, у которых он есть. Тексты Ярослава Мотайлова, для которого является важным словом момент повтора, начетничества.

Фото: Алёна Филина

И работа другой художницы, которая стремится к упорядочиванию пустот, делая вырезки из объявлений, представленные на выставке. Это тоже является счетом, но тем счетом, у которого еще нет правил и системы, а есть только некоторые способы организации пространства через повторы, которые можно зафиксировать. И опять же это еще до математики, до сложных правил взаимодействия с множествами и т.д. Интересно, что в ходе работы выяснилось, что тексты оказались нечитаемыми, что отобразило случаи, когда людьми никогда не открывались священные люди, но те от этого не перестали быть священными и их идеи все равно распространены вокруг.

Фото: Алёна Филина
 
Физическое и духовное

Главной функцией института церкви, благодаря чему она никогда не потеряет своей актуальности, является стабилизация человеческой психики. Так как физически человек устойчив, а психика человека лабильна. Многовековая мудрость, традиция, ритуал – то, что на уровне шестого чувства гармонизирует внутреннее состояние человека. Это нечто большее, чем психология или психоанализ, нечто другое. Страх смерти, непознаваемость мира – сводят человека с ума. И успокаивается он в определенных условиях сложной взаимосвязи предметов, слова и счета в определенным образом организованном пространстве.

Фото: Алёна Филина

Работа двух разных подходов – атеистического и религиозного, научного и мистического помогли родить истину в споре, которую каждый посетитель откроет для себя сам через визуализированный анализ религиозного объяснения бытия.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 3.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть