X Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского в Клину
22 июня 2024
"ТРИ СЕСТРЫ" по А.П. Чехову. Пространство "Внутри". Режиссер Андрей Маник.
22 июня 2024
"Журнал красивой жизни": выставка о первом российском глянцевом журнале "Столица и усадьба"
20 июня 2024
"Потомок негров безобразный": в Большом театре представят балет "Пушкин. Сны после жизни"
20 июня 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Нестоличная усадьба рода фон Дервизов

Специально для "Ревизора.ru".

Главный дом усадьбы Соха. Фото, кроме особо оговоренных, Е. Сафроновой.
Главный дом усадьбы Соха. Фото, кроме особо оговоренных, Е. Сафроновой.

Особняк фон Дервизов в Санкт-Петербурге является экскурсионным объектом. Меж тем этот аристократически-промышленный род подвизался не только в столицах. Особенно много "следов" фон Дервизы оставили на рязанской земле. Их нестоличные усадьбы вниманием туристов не так сильно избалованы. Дворец в Кирицах и конезавод в Старожилове более или менее на слуху. А вот об усадьбе в селе Соха известно даже не всем любителям "заброшек".

Село Соха находится за райцентром Старожилово, если ехать от трассы Р-126 (Рязань – Ряжск – Александро-Невский).  Но если Старожилово в целом имеет облик, соответствующий эклектичному наименованию "поселок городского типа" (на лекциях по исторической географии в РГГУ нам говорили, что этот термин выработан в СССР и действует только в нашей стране), то Соха – осколок самой настоящей "глубинной Руси". Холмы, перелески, водоемы, горстка одноэтажных домиков, тишина и безлюдье. И разрушенные краснокирпичные строения в архитектурном стиле, не уступающем губернскому городу. Это то, что осталось от усадебного комплекса фон Дервизов в Сохе.

Мы час ходили по Сохе. Нам "встретились" только два бычка, привязанные пастись возле полуразрушенных домов. Территория бывшей усадьбы естественным образом превратилась в буйный травяной покров (если не сказать пустырь). Люди вокруг, соответственно, живут, и, может быть, неплохо по нынешним меркам, раз водят скотину. Но если бы в жизнь воплотились все честолюбивые мечты основателя данной усадьбы, здесь сложился бы небольшой агропромышленный городок, обитателям которого жилось бы еще лучше и веселее. Разумеется, не случись революции… После нее от фон Дервизов и их планов остались только призраки былого.   

Есть мнение, что построил усадьбу под Старожиловом тот же самый Павел Григорьевич фон Дервиз, который основал в Старожилове конный завод, прокладывал железные дороги и запомнился благотворительной деятельностью всероссийского масштаба. Однако усадьба в Сохе – детище его младшего сына Павла Павловича фон Дервиза. Павлу Павловичу и его имению посвятил большой очерк в своем блоге в Живом Журнале Вадим Разумов, активный участник движения "Усадебные волонтеры", исследующий и описывающий старинные усадьбы, сохранившиеся по всей России. Из этого очерка взяты портрет младшего фон Дервиза и фото паспорта усадьбы Соха. Благодарим автора за уникальные материалы!


Павел фон Дервиз. Фото из блога Вадима Разумова. 

Павел Павлович пошел в отца в смысле любви к коневодству. Он хотел развить фамильную "коневодческую империю". Говорят, что от проекта будущей усадьбы в Сохе Павел Павлович требовал одного: чтобы жилые здания и служебные постройки выглядели одинаково нарядно. На рубеже XIX-XX столетий это было модно. Знаменитая усадьба Храповицких в Муромцеве Владимирской области построена по тому же принципу. Главный дом ее соединил очертания английского (левое крыло) и шотландского (правое крыло) замков, а конюшни воспроизводили в точности родовой замок какого-то французского либо бельгийского барона, обронившего в присутствии камергера Храповицкого, мол, в России так строить, как в Европе, не умеют. Спустя несколько лет Владимир Семенович не отказал себе удовольствии пригласить барона в свой новый дом, показ которого начал с конюшни, в которой гость с удивлением узнал знакомый вид – а потом услышал, что здесь живут лошадки, а для людей построено еще более роскошное помещение. Кажется, что я отвлеклась. Но дело в том, что усадьба Муромцево после долгих мытарств на большую часть восстановлена, включена в сферу ответственности Владимиро-Суздальского музея заповедника и демонстрируется туристам на официально проводимых экскурсиях. А усадьбе в Сохе до такого еще ооочень далеко…  Экскурсии в нее организуют энтузиасты, а кто-то приезжает сам по себе, как мы. После посещения Сохи впечатленные граждане оставляют в соцсетях восхищенные посты с фотографиями. Ибо замысел свой – построить красиво – Павел Павлович фон Дервиз воплотил в жизнь с большой ответственностью. Сильно разрушенные и "облезшие" строения даже сейчас, спустя век, поражают гармоничностью силуэтов и масштабностью архитектурных форм.


Паспорт усадьбы Соха. Фото: блог Вадима Разумова. 

От некоторых краеведов и любителей местной истории можно услышать, что усадьбу в Сохе проектировал сам Фёдор Шехтель, моднейший русский зодчий конца XIX - начала XX века. Зодчий – потому, что Шехтель так и не получил диплом архитектора, что не мешало ему стоить особняки Морозовым и Рябушинским и проектировать ленинский Мавзолей (но победил в том "конкурсе" проект Щусева) и плотины Днепрогэса. В качестве подтверждения этой версии ее сторонники указывают на то, что Шехтель делал проект для усадьбы в Кирицах, и что главный дом в Сохе весьма напоминает здание Павелецкого вокзала в Москве. Уточню: дореволюционное здание, сейчас вокзал несколько видоизменился. Но его строил не Шехтель. Это был архитектор Александр Красовский. Он водил знакомство с фон Дервизами и возвел храм Петра и Павла в Старожилове. Устойчиво местное предание, что умерший в 1918 году Красовский похоронен около этой небольшой, но красивой церкви в рязанской глубинке.

Главный дом в Сохе был построен в 1890-е годы. Павелецкий (на тот момент Саратовский) вокзал появился на свет десятью годами раньше. Известно, что строивший усадьбу в Сохе как промышленный комплекс Павел Павлович фон Дервиз мечтал железной дорогой соединить ее с главными городами Российской империи. Отсюда, возможно, вокзальный "стиль" в очертаниях главного дома (но, с другой стороны, не хотел же владелец усадьбы жить "на вокзале"?..). Да и рельсы до Сохи не дотянулись. А если и дотянулись, то поросли сейчас той самой пышной травой, на которой пасутся местные коровы… Но, как бы там ни было, авторитетных и непререкаемых свидетельств в пользу участия Шехтеля и Красовского в проектировании усадьбы в Сохе нет. Самым честным будет сказать, что автор проекта нам неизвестен. Хотя, безусловно, это был мастер своего дела.



Еще в советские времена усадьба в Сохе была известна узкому кругу специалистов. В 1989 году вышла книга Георгия Вагнера (выдающегося искусствоведа, уроженца Спасска, жившего и умершего в Рязани, на "двухсотом километре", после нескольких арестов по политическим мотивам) и Сергея Чугунова (художника и архитектора-реставратора, тоже рязанского уроженца) "Рязанские достопамятности". Среди прочих достопримечательностей региона соавторы назвали усадебный ансамбль в Сохе. Их особенно привлек главный дом – тот самый, который якобы вокзал. По мнению искусствоведов, это строение представляет собой практически дворец в эклектичном стиле, сочетающем апелляции к исконно русской архитектуре (красный камень с белой отделкой) и современные веяния. Все это получило название русского модерна. Описали художники главный дом как двухэтажный, симметричный, с одноэтажными крыльцами на обоих крыльях, выступающих вперед точно "фонари" и увенчанных высокими островерхими крышами. Строго в центральной части дома располагался герб фон Дервизов. Остается только поверить описанию тридцатилетней давности. Уже в конце прекрасной эпохи кровли на левом крыле не существовало. На тех руинах, что сегодня просматриваются через буйную поросль, невозможно разглядеть герб аристократического рода. Их в целом довольно сложно рассмотреть и сфотографировать. Но геометрическая четкость линий изначальной постройки была такова, что она сохраняется даже сейчас и не пропадает от отсутствия крыши, осыпавшихся оконных проемов и сгнивших внутренних перегородок. Это поражает. А некоторые посетители усадьбы сумели углядеть где-то в главном доме остатки лепнины. Я туда не лазала, жизнь дороже, но и этим отчаянным людям поверим на слово.


Усадебный пруд. 

"Дворец" был взят, точно камень в симметричную оправу, в две древесные аллеи – перед ним, если смотреть со стороны въезда в село, проходила еловая аллея (ныне она ведет к "брежневскому" зданию администрации Сохи), за ней – липовая. Деревья живут дольше людей и дольше камня. Должно быть, в начале лета тут головокружительно пахнет липовым цветом…


Липовая аллея. 

Помимо барского дома, в усадебном комплексе Павла Павловича имелись: конный двор (на сегодня, пожалуй, более своих товарищей по несчастью сохранившийся) и каретная (в том же состоянии, что главный дом), псевдоготический отдельно стоящий флигель, вероятно, дом управляющего (говорят, что в нем при СССР был детский садик; сейчас в этом здании нет ничего, кроме воспоминаний) и винокуренный завод. Он был отделен от усадьбы прудом, естественным или рукотворным – кто же теперь скажет… Этот образчик промышленной архитектуры все еще виднеется из-за крыш низких сохинских избушек. Но, разумеется, не действует. А инфраструктуру усадьбы дополняли небольшие функциональные постройки – службы. Одна из них, будоражащая воображение, разместилась прямо возле главного дома – сводчатый каменный вход в земляной насыпи вроде миниатюрного кремлевского вала. Он выглядит, словно потайная дверца в каморке Папы Карло, ведущая в волшебный кукольный театр. Но предназначение этого подземного помещения еще при хозяевах было куда более прозаичным: это ледник для хранения продуктов. Где-то здесь располагался еще и погреб, где, по-видимому, держали готовое вино. А на берегу пруда, рассказывают, есть грот, нетипичный в принципе для русской усадьбы в средней полосе. Но нам найти грот не посчастливилось. Да и что нового добавил бы он к тому, что мы увидели?.. Советская власть какое-то время применяла усадебные постройки под свои нужды. Вроде бы в них размещалась администрация. Но с тех пор, как достопримечательные постройки стали ветшать, от них отказались. На смену функциональному использованию могло бы, как в вышеупомянутом Муромцеве, прийти эстетическое. Но этого пока не произошло…


Соха. Конный двор. 

Павел Павлович фон Дервиз был человеком незаурядным. Он занимался конным заводом и… математикой. Его конный двор в Сохе был ориентирован на разведение тяжеловозов и рассчитан на тридцать голов. Параллельно с управлением собственным бизнесом отпрыск богатейшего рода преподавал математику в Пронской гимназии.

1917 год стал для Сохи трагическим. Как и для всей "старой" России. Павел Павлович фон Дервиз стал Павлом Павловичем Луговым (буквально переведя родовую фамилию с немецкого на русский). По одним данным, это с ним произошло в годы Первой мировой, когда все немецкое "вышло из моды". По другим – уже после Великого Октября, когда из моды вышли потомственное дворянство и финансовая аристократия. Усадьба была национализирована, причем, по слухам, Павел Павлович не противился, добровольно отдал все свое имущество народу и выселился из дворца во флигель. Но над ним, как над "бывшим", висел дамоклов меч… Кто-то вовремя предупредил Лугового об угрозе ареста (значит, местные жители хорошо относились к "эксплуататору"?..). Павел Павлович уехал в Петроград. Именно там его арестовали, отправили в Бутырскую тюрьму в Москве, где он переболел тифом и был приговорен к расстрелу – но смертной участи избежал. По преданию, его спас кто-то из бывших учеников, кому он преподавал математику. Между прочим, в их числе якобы был сам маршал Победы Георгий Жуков!.. Вместо расстрела Луговой вернулся в Старожилово и вновь стал учить детей математике. Но аресты среди "бывших" шли все по новым кругам. Павел Павлович уехал с Рязанщины в Тверскую область, на родину жены. Старики работали учителями в селе Максатиха и то ли погибли, то ли умерли уже во время Второй Мировой войны. Усадьба Павла Павловича в последующие десятилетия тоже "умерла". Возродится ли?.. Давайте попробуем быть оптимистами.


Старожиловский конезавод. 

Рассказ о рязанском наследии рода фон Дервизов будет неполным без упоминания Старожиловского конезавода. О нем можно слагать саги (что, собственно, и происходит, это любимая тема не только рязанских журналистов, пишущих о памятниках старины). Не будем углубляться в славную историю конезавода и его блестящее прошлое. Нам интересно (если это слово здесь уместно), что за последние годы было создано несколько петиций на ресурсе Change.org, касающихся Старожиловского конезавода и его нынешнего бедственного положения. Так, летом 2016 года рязанцы через сайт Change.org обратились к президенту России Владимиру Путину, министру обороны РФ Сергею Шойгу и министру сельского хозяйства Александру Ткачеву с просьбой о сохранении конезавода в Старожилово. Было опасение, что в связи с аварийным состоянием здания завод закроют как предприятие. Аварийность существенная – в одном крыле главного здания обрушилась крыша. А ведь конезавод – это не только главное здание, напоминающее средневековый замок, но и рабочие постройки, большинство из которых тоже уже или разрушены, или на пути к тому… Другой документ, созданный в более поздние годы, призывал сохранить уникальный памятник архитектуры и русскую верховую породу, выведением которой и славился Старожиловский конезавод.

Одним из обстоятельных обращений прессы к этой теме был материал Екатерины Вулих "Последний начкон" 2021 года про 72-летнего на тот момент начальника конной части Владимира Фролова. В статье упомянуто, что промышленно-усадебный комплекс фон Дервиза с 2018 года стал объектом культурного наследия федерального значения. Это, с одной стороны, хорошо, но с другой – не очень. Цитирую: "Три дыры в крыше главного корпуса усадьбы — одна снаружи, две внутри — для Фролова катастрофа. Он бы и рад отремонтировать все своими силами, но нельзя… Собственник усадьбы — Агентство по управлению памятников истории и культуры Минкульта РФ (АУИПИК). В 2020 году здание включили в проект "Возрождение исторических усадеб" федерального проекта "Культурная среда" нацпроекта "Культура", был разработан паспорт с вариантами современного использования. Замруководителя АУИПИК Денис Багаев сообщил "7x7", что сейчас они ищут инвесторов для восстановления здания". Проблема в том, что признанные объектами культурного наследия здания реставрировать имеют право по закону только специальные, лицензированные Министерством культуры РФ организации. И если раньше руководство конного завода к каждой зиме проводило в рабочих помещениях хоть какой-то ремонт, теперь оно не в силах этого сделать. А крыша главного корпуса меж тем продолжает разрушаться… Это не считая различных юридических тонкостей с правами собственности на разные помещения и активы конезавода, которые принадлежат разным людям и организациям. Работники конезавода (как и создатели петиций) надеются на помощь государства. Какие-то шаги оно сделало, но в целом государственная реставрационная машина работает медленно и неповоротливо… А  усадебный комплекс в Сохе признан объектом культурного наследия регионального значения (интересно, почему одно творение фон Дервизов – по культурному статусу "федеральное", другое – "региональное"?..). В охранную "зону" входят главный жилой дом, конюшня, каретный сарай, здание над артезианским колодцем. Приказом государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 16 декабря 2019 года установлены границы объекта. В их черте нельзя ничего строить, проводить земляные и иные работы без предварительного археологического обследования территории, размещать рекламные, "сотовые", кабельные конструкции и т.п. Разрешается "проведение работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия (ремонт, реставрация, консервация, приспособление памятника для современного использования) без изменений его особенностей, составляющих предмет охраны, на основании проектов, согласованных в установленном порядке".


Благотворительный фестиваль "Скорость", фото из архива фестиваля. 

Но кое-что сдвинулось с мертвой точки. 17 сентября 2023 года в Старожилове прошел первый благотворительный фестиваль "Скорость", призванный привлечь внимание общественности к усадьбе фон Дервизов как туристическому и познавательному ресурсу и "одухотворить" жизнь поселка. Я побывала на нем и получила благоприятные впечатления. 

Благотворительный фестиваль в усадьбе был первым столь крупным публичным действом в Старожилове. Он проходил в воскресенье – значит, "воскресник" – и объединил самые разные искусства. А до него была целая череда субботников. С 7 мая 2023 года по 16 сентября 2023 года на постоянной основе в усадьбе проходили работы по расчистке и благоустройству, организованные, как и фестиваль "Скорость", двумя очаровательными девушкамии: Ириной Марьиной и Маргаритой Надеевой. На этот вид деятельности было получено разрешение от Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области. 


Ирина и Маргарита фото из архива фестиваля.

Вокруг организаторов сгруппировались жители Рязани и Рязанской области, Москвы и Московской области и даже один человек из Казахстана, которых авторы идеи называют "неравнодушными гражданами". Как сказала Ирина: "Все наши действия объединены одной целью: сохранения истории и традиций культурного наследия. Вдохновляет нас на все это масштабная личность Павла Павловича фон Дервиза".  

За прошлое лето было вывезено 940 кубометров мусора с пространства под открытым небом, снесены 10 сарайных построек, которые использовались как несанкционированные свалки бытового и строительного мусора. Также добровольцы расчистили территорию от поросли клена и окосили бурьян. В результате их слаженных действий по усадьбе появился парк перед левадой, открылось здание скотного  двора со стороны реки Истья и лепнина: звезда из герба фон Дервиза и балкон с видом на реку. К команде присоединился почетный член Российской академии художеств Вадим Овсянников, основатель "Дома художника на Старой Рязани". Овсянников и двое его учеников приезжали в Старожилово каждый день с середины лета. По итогам пребывания здесь живописец написал серию архитектурных этюдов "Ноты Шехтеля", которые в день фестиваля выставлялись в здании Скотного двора. 


Расчищенный от зарослей скотный двор. Фото И. Курицыной.

Замысел благотворительного фестиваля в усадьбе фон Дервизов стал закономерным продолжением летних работ. В его программе значились концерт коллектива Рязанского музыкального колледжа им. Г.и А. Пироговых, театр под открытым небом, выступления творческих коллективов Рязани, московской группы Рок-Синдром, песочное шоу, выставка ретроавтомобилей и мототехники, целая линейка мастер-классов, музей заброшенных вещей, подготовленный организаторами на основе находок во время субботников, выставка фотографий (До/После субботников) и многие другие культурные и просветительские мероприятия. Ведущие фестиваля рассказывали собравшимся о блестящем прошлом усадьбы и представителях рода фон Дервизов. Главными участниками событий дня выступали лошади "здешней" русской верховой породы, которую специалисты называют уникальной и единственной способной составить конкуренцию специальной выведенным на Западе породам. На пространстве перед конезаводом разыгралось конное представление, в манеж водили групповые экскурсии, лошадок, гулявших в леваде, можно было покормить вкусненьким и оставить им морковку и яблоки в "Зоне добра". 


Фото И. Курицыной. 

Благотворительность выражалась в том, что все личности и коллективы, принявшие участие в фестивале, сделали это "за идею", без гонораров. Многие рязанские предприятия и бизнесмены выступили спонсорами события, оказав посильную помощь в проведении акции.

Прошлогодний фестиваль придал привлекательности идее неравнодушных граждан. Ирина и Маргарита планируют проводить его ежегодно. И не ограничиваться только размашистыми акциями раз в год, а сделать так, чтобы сюда постоянно притекали посетители и прикасались к богатому прошлому усадьбы. В их планах регулярные "активности" возле усадьбы и обустройство катка с елкой и фонариками на площади напротив жилого дома на зиму. Мне кажется, Павел Павлович фон Дервиз был бы доволен жизнью, которая возрождается в его имении.  
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Нестоличная усадьба рода фон Дервизов
Владимирская усадьба Муромцево постепенно возвращается к жизни
"Замок" Крестьяниновых

В Москве

Фестиваль "Театральные выходные" пройдет в парке "Зарядье" в Москве в июне
Программа X Книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 7 июня
Программа книжного фестиваля "Красная площадь" 2024 на 6 июня
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть