Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Елена Киселева: штрихи к портрету в письмах и воспоминаниях

Специально для "Ревизора.ru" – о выдающейся художнице Серебряного века.

Елена Киселева. Фото: pinterest.com
Елена Киселева. Фото: pinterest.com

Елена Киселева – выдающаяся художница эпохи Серебряного века, любимая ученица Ильи Репина. Она стала первой женщиной, получившей официальное пенсионерство (оплачиваемую стажировку в Париже) от Академии художеств, и первой женщиной-членом Общества архитекторов-художников. Без нее не обходилась ни одна крупная выставка ни в России, ни за рубежом. Ее портреты оказывались на обложках известных журналов рядом с работами В. Серова, К. Сомова, А. Головина и Б. Кустодиева, а несколько картин для своей коллекции приобрел Максим Горький. Как "новая женщина" Елена Киселева самостоятельно путешествовала по Европе, снимала мастерскую на Монмартре и училась у Эжена Каррьера и Рудольфа Жюлиана. Она неоднократно получала премии Академии художеств и Общества имени Куинджи, была признана и имела все шансы на блестящее будущее. Однако вместо славы и успеха судьба готовила художнице беженство и забвение.

Учитель и ученица

Елена Киселева родилась в Воронеже 15 октября 1878 года в семье известного математика Андрея Петровича Киселева. Ее живописный талант проявился уже в детстве, но Елена планировала по примеру отца получить образование педагога-математика. В 1896 году она уехала в Петербург и поступила на Бестужевские курсы. Однако, заболев тифом, не смогла окончить обучение.

Елена Киселева, 1897 г. Источник: Ольга Матич "Записки русской американки"

В 1898 году Елена поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. К этому времени женщины уже могли быть полноправными студентами наравне с мужчинами. Срок обучения составлял шесть лет, первые два года включали занятия в "общих классах" рисования с натуры. После этого ученик мог выбрать профессора-руководителя, в чьей мастерской он хотел бы заниматься. Елена Киселева продолжила обучение у Ильи Репина, который стал не только учителем, но и близким другом художницы.

Елена Киселева считалась одной из любимых учениц Репина. Илья Ефимович отмечал "мужской" рисунок Елены, а это было лучшей похвалой для женщины-художницы того времени. Живописец признавался: "В моей студии отличались: Елена Маковская, Остроумова, Епифанова, Киселева, Тарновская".

Художница с зеленой вазой. Автопортрет, 1910 г. 

Сама Киселева позже вспоминала об отношениях с Репиным: "Он был со мной очень хорош, ценил меня как художницу, м.б. чуть-чуть за мной ухаживал, когда стал вдовцом и мы все жили в Куоккале. У меня здесь есть его хорошие письма ко мне".

В 1900-1910-х годах Елена много работала, путешествовала и активно участвовала в выставках. Случались, однако, и срывы. Еще во время учебы в Академии Елена впервые попала в Париж. Под впечатлением от новых течений она написала картину "Парижское кафе". Вернувшись, Елена заявила эту работу Совету академиков как эскиз дипломной работы. На что получила отказ со следующим комментарием: "Молодая художница, попав за границу, вместо изучения действительно художественных произведений, стала подражать крикунам-пачкунам, стремящимся хоть чем-нибудь обратить на себя внимание".


"У себя. Автопортрет", 1908 – за эту картину художница получила премию Общества имени А. И. Куинджи.

Это стало настоящим ударом и привело к депрессии. Через год, после завершения академического отпуска, который Елена провела в Париже, она вернулась к работе над дипломной работой. Теперь это уже был сюжет с крестьянскими девушками в праздничных нарядах. Процесс создания шел непросто. Киселева считала свою картину неудавшейся и подражательной. В переписке с искусствоведом Маргаритой Луневой она откровенничала: "Помню, когда я писала эту свою большую картину "Троицын день", пришел как-то Репин, я не выдержала, ушла и сзади картины стала просто плакать от отчаяния. Он стал, конечно, меня успокаивать. "Да что Вы, все хорошо, да Вам дадут звание даже за то, что у Вас висит на стенах". В мастерской тогда находились "Невесты", а также ряд портретов крестьянских девушек.

"Невесты. Троицын день", 1907 – создана для дипломной работы, за которую Елена Киселева получила звание художника и пенсионерство во Франции.

Чтобы поддержать ученицу, Репин написал Киселевой письмо, в котором высоко оценивал работу художницы:

"Елена Андреевна, Ваша мастерская произвела на меня громадное впечатление. И напрасно Вы думаете, что Вы подражаете Малявину. Совсем другое: у Вас эпос, бытовые русские картины, а у него фантазии и символы.

У Вас психология, жизнь здоровая, красивая и чисто русская, и это так редко кому дается. Выражение лиц Ваших картин так глубоко, что я удивляюсь до сих пор – как при такой красоте лиц и при широкой, сочной живописи лица так правдивы и жизненны.

"Маруся", 1913 – лучшая, по мнению Е. А. Киселевой, картина, которую называют "воронежской Джокондой".

Пишу Вам все это, чтобы поддержать Вас на этой чудесной дороге реальной правды. Я думаю, только здесь и есть та неувядаемая молодость и жизнь, которой мы радуемся во всех эпических гениальных произведениях всех веков и всех народов. Как вчера сказал, и теперь подтверждаю: Вы попали на настоящую национальную струю живописи народной. Держитесь ее и бросьте всю бутафорщину цеховой заурядности – фокусы виртуозности.
...
Я уверен, что академия вас оценит".

Илья Ефимович, всегда поддерживавший Елену, стал единственным человеком из России, с кем она сохранила связь после эмиграции в Белград. Случилось это в 1920 году.

Портрет профессора механики Антона Дмитриевича Билимовича, мужа художницы, 1925.

А пятью годами раньше Елена, полюбившая математика Антона Билимовича, переехала к нему в Одессу. В 1918 у них родился сын Арсений, но поженились они уже в Белграде. Со своим первым мужем Н. А. Черным-Перевертанным Елена развелась только в 1923 году. Ни ее, ни Билимовича этот вопрос особенно не заботил. Однако консервативное окружение не принимало их отношений. Много лет спустя Антон Билимович с горечью вспоминал, что в Одессе его киевские учителя демонстративно не пришли к ним с Еленой на обед, потому что пара не состояла в официальном браке.

Портрет Арсения Билимовича, сына художницы, 1925.

Переезд

Переезд в Королевство сербов, хорватов и словенцев был болезненным: с родными Елена поддерживать связь боялась, на творчество времени не хватало, всю энергию художница направляла на семью и приспособление к новой жизни. Постепенно художница Елена Киселева стала женой профессора Антона Билимовича. Она вспоминала: "Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, "открыто", но никто не интересовался художницей Киселевой". А также: "Жизнь давно забрала меня всю целиком и художницей я была как-то сбоку, в стороне".

"Дачницы", 1915 – эта картина украшала обложку журнала "Столица и усадьба", написана в пос. Куоккала (усадьба И. Е. Репина "Пенаты").

В Сербии, однако, русским приходилось значительно лучше, чем в других странах. Здесь была создана особая среда. В этом есть заслуга самих эмигрантов: они значительно повысили уровень образования и сыграли важную роль в развитии культуры. Оказывалась также и поддержка со стороны государства: в 1920 году была создана Государственная комиссия по делам русских беженцев. Однако при всей доброжелательности в сербских газетах с возмущением писали, что русские не учат язык. Связано это было и с распространением мифа о возвращении на родину после грядущего "переворота". Судя по письму Ильи Репина, верили в это и в России: "Вы испытываете тоску по родине. Значит Россия живет и значит, она опять соберет своих детей и будет еще жить хорошо. А то, ведь за это время сумасшествий, так все уже отчаялись, так дичают... А вдруг опять живая душа – и верится в эту бесконечную преемственность жизни к лучшему". В этом же письме художник беспокоился: "А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю: Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь".


"Базар в Которе", 1925.

На что Елена с болью отвечала: "Вы не знаете, как мне тут тоскливо! А ведь Вы все там же, почти около самого Петербурга, около того, откуда мы изгнаны, где осталось так много. И Вы даже иногда письма оттуда получаете! А я вот 2 года не знаю, что с моими родителями, что с моими братьями и сестрами, – все остались в этом сплошном страдании.

А Вы говорите: неужели Вы бросили живопись?

Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь, оплеванные, думать?"

Еще одной причиной, по которой Елена не могла в полной мере раскрыть свой талант, было ощущение чужеродности среди сербских коллег. В письме Луневой Елена писала: "В эмиграции сначала было очень трудно и не до живописи. А когда мы стали на ноги, было уже поздно. Восторжествовало новое направление в живописи, и я стала не нужна, или, по крайней мере, я так чувствовала для себя".

"Прекрасные дамы", 1927.

И все же Елена продолжала работать: писала портреты и иконы в стиле модерн, делала наброски. До 1944 года. В это время ее сын Арсений вернулся из немецкого концлагеря, здоровье было подорвано. Его жена Ираида завела роман, и Арсений стал отказываться от еды. Вскоре он умер. Вне себя от горя Елена написала посмертный портрет сына и дала зарок больше никогда не брать в руки кисть. Рисунок художница хранила в своей спальне и никому не показывала, после своей смерти она завещала кремировать его вместе с собой.

Возвращение в свет

Почти полвека о Елене Киселевой ничего не знали на родине. Лишь в 1967 году, когда сотрудница Воронежского художественного музея имени И.Н. Крамского Маргарита Лунева нашла в архивах письмо Репина с сербским штемпелем, начал распутываться клубок жизненных обстоятельств Киселевой. Удалось разыскать художницу, завязалась переписка, продолжавшаяся до последних дней Елены, даже в годы обета молчания.

Елена Киселева, 1920-е годы. 

В 1969 году, к 90-летию Елены Киселевой, была организована первая персональная выставка на родине. Она состояла почти из сорока картин, полученных от художницы и найденных Луневой в советских музейных и частных коллекциях. Об этом радостно писала Киселева своим близким, сообщая, что ее племянницы потом присылали вырезки газетных статей, посвященных ей и выставке, и писали, что о ней даже была передача по Ленинградскому телевидению. Так Елена Киселева вернулась на родину.

La BelleHortense (Прекрасная гортензия), 1908 – С. К. Маковский включил в выставку женских портретов в редакции "Аполлона" на Мойке и затем поместил в своем журнале вместе с работами В. Серова, К. Сомова, А. Головина, Б. Кустодиева.

В 2016 году была организована выставка "Элегантный век" в Музее русского импрессионизма в Москве, а в 2017 году – "Елена Киселева. Блеск, забвение и возвращение в свет" в художественном музее им. И. Крамского в Воронеже. Однако несмотря на возвращение в свет, в судьбе художницы остается много белых пятен.


"На балконе (Портрет Виктории Федеевской) – написано в селе Плясово Воронежской губ., усадьба Марии Эдуардовны Киселевой, матери художницы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть