Фото предоставлено Пресс-службой КЗЧ.
Год назад на сцене Зала Чайковского состоялась одна из важнейших премьер филармонического сезона: впервые в Москве был представлен балет "Opera" Леонида Десятникова (1955 р.). Ровно год спустя, также в первую среду декабря, на главной сцене Московской филармонии - еще одно знаковое сочинение композитора: "Русские сезоны" на русские народные тексты для скрипки, сопрано и струнного оркестра. Произведение написано в 2000 году для всемирно известного скрипача Гидона Кремера и его ансамбля Kremerata Baltica, в исполнении которых в марте 2001-го "Русские сезоны" прозвучали в Москве и Санкт-Петербурге, а в декабре были записаны в Берлине (партию сопрано исполнила Юлия Корпачёва). В 2003 году запись издана под лейблом Nonesuch. Во второй раз сочинение было записано в 2016 году под управлением Филиппа Чижевского с участием Романа Минца (скрипка); партию сопрано, как и в нынешней программе, исполнила Яна Иванилова.
Балет на музыку "Русских сезонов" был поставлен хореографом Алексеем Ратманским в 2006 году в Нью-Йорке. В 2008-м перенесен на сцену Государственного академического Большого театра России, где шел до 2017 года. О своем сочинении Леонид Десятников рассказывает: "В основе – аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, опубликованные в книге "Традиционная музыка Русского Поозерья". В произведении двенадцать частей, как во "Временах года" Чайковского, но композиция "Русских сезонов" скорее напоминает цикл вивальдиевских концертов. Каждая часть связана с определенным моментом православного или традиционного земледельческого календаря... Соединение Гидона и его оркестра, продуцирующих блеск, элегантность, европейскость, с таким изначально корявым (хоть и прекрасно-корявым – я говорю о фольклорных источниках) материалом вполне можно определить как "столкновение", "конфликт интересов" и т. д. Возможно, "Русские сезоны" – поиск национальной культурной идентичности?"
Любой настоящий шедевр – это вещь в себе: многослойное, таинственное и неисчерпаемое творение. В каждом концерте цикла "Вещь в себе" его автор и ведущий Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному музыкальному произведению XX–XXI веков, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижёров. В заключительном концерте цикла в нынешнем сезоне – Седьмая симфония Сергея Прокофьева (19 марта).