"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024
Балтийские волны докатились до литературного сердца России
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 сентября 2021 14:31

Андраш Шифф – Рыцарь фортепиано

Обозреватель "Ревизора.ru" – о выступлении Андраша Шиффа в Московской филармонии.

Андраш Шифф. Фото автора.
Андраш Шифф. Фото автора.

Сэр Андраш Шифф, рыцарь-бакалавр Ее Величества Елизаветы II, как всегда, программу своего выступления объявлял только со сцены Концертного зала им. Чайковского, заранее интригуя слушателя.

Клавирабенд Андраша Шиффа из цикла "Звезды фортепианного искусства" в Московской филармонии – это эпохальное событие. Обладатель золотой медали Королевского филармонического общества, бесконечного списка наград, почестей, званий и королевских титулов, английский подданный, пианист венгерского происхождения очень любит русскую публику. С этого признания он начал свой сольный концерт.

Выступление Шиффа – это живая музыка, общение музыканта с залом через слово, это глубокие размышления, которыми сэр Андраш делился на русском языке. Его мягкое туше, дышащая звуковая аура, отсутствие суеты в манере играть и говорить создавали неповторимое ощущение связи с великим и вечным. Безупречный проводник авторской мысли, музыкант перекидывал мостик к композиторам прошлого. Его детальная проработка фактуры, полифонической ткани, его тончайшее слушание отдельных звуков и слышание гармонии целиком заставляли зал бояться дышать. Он нежно повелевал, владея слухом и вниманием слушателя. По-рыцарски преклонялся перед величайшими гениями и неспешно беседовал с ними.

Восхищало и покоряло его исполнение, а тембр его голоса был будто естественным продолжением его фортепианного звука. Его инструмент дышал,  наслаждался прикосновением пальцев пианиста, без насилия над душой рояля. Неповторимый акцент и ошибки в русском языке Андраша Шиффа добавляли шарма и сердечности облику музыканта, потому как все слова были искренние.



Французская сюита соль мажор Иоганна Себастиана Баха открыла концерт. Пианист объяснил, почему он не объявляет программу заранее:

"Программа – это подарок. Еще сегодня утром я не знал точно, что я буду играть. Иоганн Себастьян Бах для меня – самый главный, самый важный композитор. Каждый день я начинаю с Баха, играю час или два. После этого жизнь будет лучше. Сегодня и не только сегодня я хочу импровизировать программу: это прекрасная свобода. Я могу играть Баха или других композиторов, но всегда очень хорошую музыку. Это важно, потому что жизнь короткая, и у нас нет времени для музыки второго класса".

Монологи Шиффа были простые, выражения не всегда привычны русскому слуху, но их смысл все понимали безошибочно. Хочется привести здесь все цитаты Шиффа в оригинальных формулировках маэстро: рассуждения большого музыканта, мастера, знатока своего дела.

После Баха прозвучал Йозеф Гайдн: "Это очень важный композитор. Сонату соль минор он написал в 1770 году в Айзенштадте."

Следующим был Вольфганг Амадей Моцарт: "Сонату си-бемоль мажор очень мало играют, не знаю почему, прекрасная очень лирическая соната. Моцарт написал ее в Вене в 1789 году после "Дон Жуана".

Бетховеном маэстро завершил первое отделение концерта: "Соната № 17 ре минор Людвига ван Бетховена, соната с речитативом, написанная после прочтения пьесы "Буря" Шекспира. Последняя часть Allegretto, которую все играют очень быстро, я не знаю, почему, потому что аllegretto – это не быстро."

Второе отделение открыл Леош Яначек: "Это очень замечательный моравский композитор. 1 октября 1905 года в Брно была большая манифестация за новый университет с чешским языком. Во время Австро-Венгрии там было все на немецком языке. Полиция окончила манифестацию очень грозно. Погиб молодой работник. Это была инспирация Яначеку написать сонату. Первая часть "Предчувствие", вторая часть "Смерть". Обе части в ми-бемоль миноре, очень трудная тональность. Очень трагическая соната", - я дословно воспроизвожу речь сэра Андраша. Не правда ли, в его неправильных с точки зрения русской грамматики формулировках есть особая выразительность?  

В финале сэр Андраш исполнил Шуберта, пояснив такое построение концерта: "Последняя композиция – неоконченная соната "Реликвия" Франца Шуберта имеет только две части, как и его "Неоконченная" симфония. Первая часть Moderato – очень  симфоническая музыка. Вторая часть Andante con moto – это тоже, как у Яначека, смерть. Но для Шуберта смерть – большой друг, потому что жизнь очень трудна".

А потом пианист погрузился в море непрекращающихся благодарных аплодисментов. Купаясь в любви русской публики, он по-королевски щедро и великодушно одарил публику великолепием своих "бисов": Шуберта, Яначека, Моцарта. И объявил, что самым последним исполнит Баха: начал вечер с Иоганна Себастиана и закончит им. Примечательно, что каждый раз прежде, чем поклониться слушателям, пианист всегда кланялся роялю.


Поклон роялю.

Хочется выразить благодарность Московской филармонии за абонемент "Звезды фортепианного искусства", в рамках которого состоялся концерт Андраша Шиффа.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть