"Сто лет тому вперед". Исторический оптимизм.
5 мая 2024
"В кровавом пламени зари сияет белое распятье…" Стихи к Светлой Пасхе.
5 мая 2024
Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET
4 мая 2024
Не человек, а "Царь-рыба”
4 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 октября 2017 17:09

Детская сказка и взрослая притча: "Гензель и Гретель" в Новой Опере

Премьеру сказочной оперы “Пряничный домик, или Гензель и Гретель” показал в октябре московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова.

Фото: Даниил Кочетков
Фото: Даниил Кочетков

Едва ли найдётся тот, кому не знакома сказка братьев Гримм “Гензель и Гретель”. Идея создания оперы на такой сюжет принадлежит сестре композитора Энгельберта Хумпердинка – Адельхайд Ветте, попросившей написать брата несколько песен к домашнему кукольному представлению на Рождество (Адельхайд Ветте стала и автором либретто будущей оперы). Премьера музыкального произведения состоялась в Веймаре в канун Рождества 1893 года, за дирижёрским пультом стоял сам Рихард Штраус.

Через год опера была представлена в Гамбурге – там уже дирижировал Густав Малер, вскоре последовали постановки по всему миру. “Гензель и Гретель” стала самой популярной оперой в Германии, а за пять сезонов с 2011 по 2016 год во всём мире она заняла 13-е место в списке самых исполняемых оперных сочинений.
 
Рождественская история предполагает христианскую составляющую. Она и присутствует у Хумпердинка – дабы обрести гармонию с родными, обрести друг друга, нужно пройти через испытания и искупление грехов – за себя и за других. У немецкого композитора не мачеха, но мать отправляет детей в лес – те попались под горячую руку, не вовремя попробовали специально приготовленный к Рождеству пирог, который, ох, каких трудов стоил! И дети отправляются к Чёрному камню – месту, где для пирога мама бруснику рвала.

Фото: Даниил Кочетков
 
Но тут с полной корзиной съестного возвращается домой Петер, отец Гензеля и Гретель. Узнав, что жена отправила детей к Чёрному камню, рассказывает ей, не ведавшей местных поверий, об этом месте – обиталище ведьмы, похищающей маленьких детей, чтобы превратить их в пряники. Гертруда тут же устремляется за детьми, а вслед за ней бежит Петер.
 
В это время у подножия зловещих гор брат и сестра собирают ягоды, бродя по лесу. А лес – магический и чудный, полный загадочных видений, зверей и птиц. От страха дети бросаются друг к другу в объятия, но их успокаивает появившийся Песочный человечек, навевающий сон детской молитвой, обращенной к четырнадцати ангелам – самым пронзительным музыкальным фрагментом:
 
Душу сонную свою
Богу в руки отдаю.
Господи, помилуй,
Дай, как прежде, силы,
Не покинь меня во тьме,
Новый день дай встретить мне,
И от зла спаси нас,
И за всё прости нас,
И когда пора придёт,
На небо отведи нас!
 
Бог и вправду всех простит. После злоключений у ведьмы в Пряничном домике спасены будут и родители, и дети, а злоба наказана:
 
В дни святого Рождества
Скажем важные слова:
Пусть порой тяжело,
Но с добром не сладит зло!

Фото: Даниил Кочетков
 
Не отошла от главной мысли создателей оперы режиссёр постановки Екатерина Одегова. “Гензель и Гретель” получилась точной, отобразив дух немецкого мрачного романтизма и старинные поверья, но соединив их с глубоким христианским подтекстом. Брат с сестрой похожи на близнецов – оба рыжие, цвета одежды – костюмчик и платье одинаковые – голубые. И сон им один и тот же снится…Одна душа на двоих. Та душа, к которой даже в зловещей местности Чёрного камня (в либретто – горно-лесной массив Ильзенштайн –  знаменитое логово ведьм Гарца, знакомое по трагедии Гёте и стихотворному циклу Гейне) придут ангелы – знак и символ спасения.
 
В воплощении идеи режиссёру помогли художники – лауреат премии “Золотая маска” Этель Иошпа и Анна Кострикова. Все цвета немецкого Рождества присутствуют в оформлении оперы – красный, зелёный, белый. Брусничные ягоды-шары, причудливые, магические звери-призраки – Ворон, Козёл, Олень, Лыжник-гном, Старый ангел, Тревожная мать, Русалка… Это блуждающие тени страшного леса, будоражащие души детей.

Фото: Даниил Кочетков

Это и яркий Пряничный домик, похожий на рождественскую карусель с элементами готического собора, где изваянных скульптур олицетворяют “пряничные дети”, съеденные ведьмой раньше. Это и сама ведьма – комическое воплощение зла, но всё же исчезающее со всеми своими чарами. Путешествие души во времени и пространстве в поиске гармонии, прощения и любви.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Сто лет тому вперед". Исторический оптимизм.
"В кровавом пламени зари сияет белое распятье…" Стихи к Светлой Пасхе.
Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET

В Москве

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть