Все фото: Алексей Молчановский. Предоставлено Пресс-службой фестиваля.
В дождливый февральский Сочи прибыли диковинные артисты из ЮАР, Бразилии, Ирана, Китая, Эфиопии, Египта, ОАЭ. "Музыкальное путешествие по странам БРИКС" погрузило фестиваль в древнейшие этнические культуры Африки, Персии, Альгамбры и Поднебесной. Звуками традиционных инструментов и народного мелоса услаждали слух африканский ансамбль "Ибуйамбо" и иранское трио "Шираз", китайская пипа прелестной инструменталистки Чжан Ваньмэй и египетский ребаб виолончелиста Хасан Моатац Эль Моллы. Зачастую музыкальная экзотика у гастролёров была одета в академизм классики, создавая удивительное смешение в единстве и подчёркивая главную идею самого объединения стран БРИКС.
Гирма Йифрашева, пианист, композитор, директор Центра исполнительских искусств в Аддис-Абебе (Эфиопия); Эсдрас Маддалон Эваристо, бразильский гитарист, профессор "Civica di Musica" в Милане; Фатима Аль Хашими, сопрано, руководитель музыкального отдела Министерства культуры ОАЭ; Чжи Инь, китайская пианистка, выпускница московской консерватории и Бостонского университета презентовали национальное академическое искусство в самом широком мировом смысле. Концертная программа и выступления музыкантов вызвали восторг у публики, которая с интересом впитывала подробные комментарии ведущего Артёма Варгафтика.

Хозяйкой вечера была русская народно-академическая музыка П.Чайковского, Д. Шостаковича, А. Алябьева, К. Бодрова. Екатерина Мочалова (домра), Валерия Абрамова (скрипка) солировали под управлением маэстро Юрия Башмета в сопровождении камерного ансамбля "Солисты Москвы". Во втором отделении место за пультом Всероссийского юношеского симфонического оркестра занял Антон Шниткин.
Оригинальное прочтение "Мёртвых душ" режиссёра Марины Брусникиной увлекло зрителей своеобразием подачи гоголевской поэмы. Евгений Миронов и Мария Смольникова театрализованно читали всё, что "не главное" - авторские отступления и размышления. В центре внимания оказались действующие лица второго плана, эпизодические герои - косвенные характеристики происходящего, в которых необычно преломилось содержание истории Чичикова. Эксцентрика Гоголя во всей своей актуальной сатире досказалась "хулиганской" (по словам Миронова) музыкой "Гоголь-сюиты". Спектакль-концерт "Видный миру смех и неведомые ему слёзы" посвящён 90-летию композитора Альфреда Шнитке, музыку которого исполнили Симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета.

К 100-летию виолончелиста Валентина Берлинского состоялся концерт камерной музыки в Органном зале Сочи. Приветственное слово о выдающемся музыканте, участнике легендарного Квартета имени Бородина прозвучало от его друга и единомышленника Юрия Башмета, а также от дочери, пианистки Людмилы Берлинской. Квартетом имени Берлинского и "MOS ART QUARTET" были исполнены произведения композиторов-романтиков из репертуара бородинцев.
Сюрпризом и открытием XVIII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи стало выступление нашего прославленного Ильдара Абдразакова в роли дирижёра. "Реквием" Верди собрал яркий квартет солистов. Звезда оперной сцены для дебюта пригласил своих друзей: Динару Алиеву (сопрано), Агунду Кулаеву (меццо-сопрано), Рамона Варгаса (тенор), Алексея Тихомирова (бас). Абдразаков рискнул взять масштабное сочинение итальянца, которое часто звучит на мировой сцене. Певец неоднократно участвовал в его исполнении с лучшими дирижёрами нашего времени. Запись "Реквиема" под управлением Риккардо Мути с Абдразаковым в партии баса была удостоена премии "Грэмми" сразу в двух номинациях. Певец признался, что идею дирижирования ему подал Юрий Башмет, предложив именно "Реквием". Абдразаков в процессе подготовки советовался с мастерами дирижирования, получив ценные советы.
Хоровая капелла России имени А. Юрлова и симфонический оркестр "Новая Россия" вышли на сцену Зимнего театра Сочи. Начинающий маэстро перед выступлением не скрывал своего волнения, но на сцене признаков волнения или неуверенности не было. Исполнение отличалось высокой степенью концентрации и художественных посылов. Верди во всех смыслах состоялся. Концерт стал историческим фактом особенного значения и большой перспективы.

Ильдар Абдразаков - мастер вокала, яркий артист и талантливый музыкант. Техника дирижирования, которая уже на премьере у него выглядела достаточно убедительно, расцветёт пышным цветом на такой благодатной почве - это вопрос времени и опыта. А смелость - дело чести артиста. Нельзя было не восхититься мастерством Динары Алиевой, которая стала истинным украшением концерта. Хочется, чтобы Ильдар продолжил путь дирижёра, хотя и тернистый. Артисты посвятили исполнение сочинения 100-летию со дня рождения Ирины Константиновны Архиповой - педагога и наставника Ильдара Абдразакова.
Этим же вечером в Органном зале прошла презентация ансамбля "MusicAeterna". Слушателям представили интересную программу из хитов оперной музыки и музыки для кино, переложенной для медных духовых инструментов. Фестивальная жизнь бьёт творческим фонтаном на радость публике.