Фредди Кемпф. Фото: meloman.ru
Когда-то покоривший российскую публику Фредди Кемпф с тех пор, похоже, и сам влюбился в нашего слушателя. Легендарная сцена Большого зала консерватории особенно привлекает англичанина. Теперь маститый пианист появился здесь в другой ипостаси - члена жюри конкурса Чайковского, который дал начинающему музыканту высокий трамплин для мировой исполнительской карьеры.
Программа, выбранная Фредди Кемпфом для своего сольного вечера, удивительным образом напоминала программу первого тура конкурса Чайковского. В ней присутствовали все стили, которые на первой ступени состязания должен представить конкурсант, демонстрируя свою пианистическую школу. Полифония - Прелюдия и фуга фа минор из II тома "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха; два виртуозных этюда - Ф. Шопен Этюд до мажор, соч. 10 № 1 и С. Рахманинов Этюд-картина ре минор, соч. 39 № 8; две крупные формы, классическая и романтическая - Соната № 23 ("Аппассионата") фа минор Л. ван Бетховена и цикл Р. Шумана "Карнавал". Обязательным произведением на первом туре является миниатюра П. И. Чайковского. Фредди Кемпф выбрал чудесную "Думку" (русская сельская сценка, соч. 59).
Черта ли это английского консерватизма, творческого педантизма или верность, так сказать, русским установкам, но конкурсная традиция формирования программы была строго соблюдена. Пианист выказал владение всеми стилями, не делая приоритетов. Пожалуй, предпочтения все же проявились в бисах. Кемпф по-русски объявил первый бис: "Опять Чайковский "Октябрь. Осенняя песня". Вторым оказался финал "Лунной сонаты" Бетховена, исполненный в запредельно быстром темпе.
Фото: Елена Алексеева
Очень любопытно было услышать русскую музыку в исполнении музыканта. Если Рахманинов звучал немного спорно, не выявляя всю многопластовую подголосочность фактуры ре минорного этюда-картины, то "Думка" приковала внимание своей непривычностью прочтения. В Рахманинове слишком прямолинейные акценты и сфорцандо воспринимались недостатком по отношению к певучей сочности материала. В Чайковском же резкость акцентирования превращалась во взрывчатую, почти русскую удаль.
У завсегдатаев конкурсных прослушиваний частенько набивает оскомину однотипное прочтение у состязующихся обязательных пьес Чайковского. Кемпф своим слышанием "Думки" и "Осенней песни" возбуждал слушательский интерес.
23 соната Бетховена "Аппассионата" под пальцами Кемпфа также была насыщена резкими акцентами синкоп, предельно быстрыми темпами, немного нервозно выдержанными паузами. Вторая медленная часть сонаты исполнялась пианистом с чутким вниманием к каждому звуку, заставляя всех присутствующих в зале вслушиваться также напряженно. Это и притягивало солиста и публику друг к другу.
Фото: Елена Алексеева
Шумановский "Карнавал" Фредди Кемпфа блистал рояльными красками карнавальной пестроты. В этом цикле пианист также сталкивал максимально быстрые темпы с замедленностью лирических отступлений. Здесь соревновались беглость пальцев и стремительность романтических переживаний, быстролётное движение рук и мимолётность чувств. Самое главное - порывистость шумановской музыки, ее резкие перемены настроений, юношеский пыл - присутствовали в исполнении Кемпфа.
22 года спустя своего лауреатства на XI Международном конкурсе Чайковского в Москве столица встречает Фредди Кемпфа также гостеприимно.