Партнёрство на крещендо
18 мая 2024
Воспитание театром
17 мая 2024
От идеи до реализации – один грант!
17 мая 2024
Сто лет "Мурзилке"!
17 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Крещенский фестиваль-2024 в Новой опере

Памяти основателя театра Евгения Колобова

Фото предоставлено Пресс-службой Театра Новая опера
Фото предоставлено Пресс-службой Театра Новая опера

Традиционный Крещенский фестиваль в Новой Опере откроется 19 января, в день рождения Евгения Владимировича Колобова, и продлится до 10 февраля 2024 года. В афише – десять вечеров. В программе – три сквозные композиторские фигуры: Сергей Прокофьев, Джузеппе Верди, Франц Шмидт, вокруг которых выстроена концепция проекта. Фестиваль откроется премьерой и будет включать основные репертуарные направления театра: оперы (в версии semi-stage и в концертном исполнении), балетный спектакль, перевернутый концерт, программы солистов, хора и оркестра. На фестивале выступят маэстро: Тимур Зангиев, Филипп Чижевский, Фёдор Безносиков, Александр Самоилэ, Анатолий Левин, Димитрис Ботинис.

19, 21 и 23 января фестиваль откроется премьерой "Война и мир. Наташа и Андрей" по грандиозному произведению С.С. Прокофьева в версии semi-stage. Это совместный творческий проект Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, Молодежной оперной программы Большого театра России и Мастерской Брусникина. Постановка реализуется при поддержке Попечительского совета Большого театра.

Исключительная и особенная роль в этом проекте отдана молодым артистам и постановщикам. Это диалог молодого поколения с великими творцами русской культуры: Л.Н. Толстым и С.С. Прокофьевым. Это современное видение и чувствование романа XIX века и оперы XX века. В semi-stage версии сюжетная линия сфокусирована на истории Наташи Ростовой и Андрея Болконского: в проект вошли девять из тринадцати картин (с 1 по 7, 8 и 12).

Музыкальный руководитель и дирижер Тимур Зангиев впервые выступит в Новой Опере. Маэстро – дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, главный приглашенный дирижер Михайловского театра, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания. Режиссер Алексей Мартынов (Мастерская Брусникина) дебютирует в оперном жанре. Художник Сергей Рябов представит лаконичное решение, где ключевым визуальным элементом станет видеопроекция (видеохудожник и художник по костюмам – Вера Ахмеджанова) в сочетании с мизансценами и хореографическими эпизодами (хореограф – Александр Шуйский).

Партии исполнят участники Молодежной оперной программы Большого театра России. В частности, главные роли репетируют Богдан Гуенок, Максим Лисиин, Илья Кутюхин (Андрей Болконский), Елене Гвритишвили, Альбина Тонких, Елизавета Нарсия (Наташа Ростова). Также в исполнении примут участие солисты Новой Оперы. Над хоровыми сценами работает главный хормейстер театра Юлия Сенюкова.

Музыка С.С. Прокофьева (1891–1953) будет обрамлять Крещенский фестиваль: она прозвучит на открытии и закрытии. В афише Новой Оперы этот композитор был широко представлен в 2021 и 2022 году – театр посвятил ему цикл симфонических программ (к 130-летию со дня рождения), презентовав широкую жанровую палитру, которую теперь дополнит опера.

26 января состоится особенный вечер "Шёнберг, Онеггер, Гайдн", посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста. Откроет программу Missa in tempore belli Й. Гайдна для солистов, хора и оркестра (1796), которая позднее получила название Paukenmesse за выразительное использование литавр. В центре вечера – Friede auf Erden А. Шёнберга для хора a cappella (1907) – трогательное позднеромантическое сочинение, написанное на рождественское стихотворение К.Ф. Мейера. В 2024 году исполнится 150 лет со дня рождения Арнольда Шёнберга (1874–1951). Также прозвучит Симфония №2 А. Онеггера для струнного оркестра и трубы (1942), где композитор стремился создать сжатую и строгую форму с постоянным сохранением внутренней напряженности и кульминацией в финале – гимном в исполнении трубы.

Дирижер – Филипп Чижевский, один из самых оригинальных музыкантов, стилевой интерес которого очень широк, при этом его интерпретации всегда отличаются тщательной продуманностью и музыкальной точностью. Маэстро принимал участие в Крещенском фестивале прошлого года, стал музыкальным руководителем спектакля «Летучий голландец» Р. Вагнера, а в мае 2024 представит программу в рамках цикла "Брукнер+".

Программу представит ансамбль Questa Musica. Вокальные партии в Мессе Й. Гайдна исполнят: артистка Молодежной оперной программы Большого театра России Елене Гвритишвили (сопрано), солисты Новой Оперы Полина Шамаева (меццо-сопрано), Георгий Фараджев (тенор), Борис Жуков (бас).

На трех вечерах фестиваля (28 января, 9 и 10 февраля) прозвучит музыка австрийского композитора Франца Шмидта (1874–1939), в 2024 отмечается 150-летие со дня его рождения. Шмидт был мастером позднеромантической симфонии, последователем Густава Малера, Антона Брукнера.

28 января состоится первое российское исполнение оратории Франца Шмидта "Книга за семью печатями" для солистов, хора, органа и оркестра, одного из самых значительных произведений автора. Композитор работал над ней в последние годы жизни, премьера состоялась в Вене 15 июня 1938 года. Партия Иоанна Богослова (Евангелиста) традиционно поручена тенору, партия Голоса Господа – басу, еще четыре солиста не персонифицированы. В оратории проявился интерес композитора к органу: прозвучат две органные интерлюдии. Это музыкальное произведение наиболее полно отражает "Откровение Иоанна Богослова" (последняя книга Нового Завета, "Апокалипсис").

Программу готовит Фёдор Безносиков, дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Маэстро начал сотрудничать с Новой Оперой год назад: он представил камерную программу в формате "перевернутого концерта" в рамках Крещенского фестиваля – 2023, затем осенью принимал участие в подготовке премьеры спектакля "Летучий голландец" в качестве второго дирижера.

Партии исполнят: солист Большого театра Беларуси Дмитрий Шабетя (Иоанн), артисты Новой Оперы Виталий Ефанов (Голос Господа), Екатерина Мирзоянц (сопрано), Александра Саульская-Шулятьева (альт), Станислав Мостовой (тенор), Михаил Первушин (бас). Хормейстер – Юлия Сенюкова.

Концерты 26 и 28 января будет сопровождать комментарий ведущего. О произведениях Йозефа Гайдна, Арнольда Шёнберга, Артюра Онеггера, Франца Шмидта расскажет Ярослав Тимофеев, музыковед, лектор, кандидат искусствоведения, лауреат премии "Резонанс", главный редактор журнала "Музыкальная академия", постоянный соавтор и соведущий проекта "Язык музыки" и автор абонемента "Вещь в себе" в Московской филармонии.

Февральские события Крещенского фестиваля начнутся с музыки еще одного композитора, важного не только для этого проекта, но и для Новой Оперы, и для основателя нашего театра Евгения Колобова. Прозвучат два сочинения Джузеппе Верди (1813–1901). В октябре 2023 года исполнилось 210 лет со дня его рождения. Евгений Колобов считал этого композитора одним из самых загадочных и сравнивал его с Микеланджело, Пушкиным, Шекспиром. Помимо фестивальных вечеров, Новая Опера посвятит композитору Верди-марафон, который пройдет с 9 по 21 апреля.

2 февраля впервые в России прозвучит опера "Разбойники" Джузеппе Верди. Концертное исполнение пройдет под управлением народного артиста Республики Молдова Александра Самоилэ. Маэстро дирижирует практически всеми произведениями Верди в Новой Опере, он говорит, что "чувствует музыку Верди буквально кожей". Под управлением Александра Григорьевича в 2022 году на сцене Новой Оперы прошла российская премьера "Стиффелио", а теперь состоится открытие еще одного неизвестного сочинения. Верди создавал "Разбойников" одновременно с оперой "Макбет", премьера обоих сочинений прошла в 1847 году. Параллельная работа над операми по У. Шекспиру ("Макбет") и Ф. Шиллеру ("Разбойники") доставляла ему много хлопот. Позже композитор назвал этот период "годами галер". Однако "Разбойники" получились удачными. Более того – заказ на эту оперу означал для Верди международное признание: премьера состоялась в Лондоне под управлением автора, на спектакле присутствовали королева Виктория и принц Альберт. После лондонской премьеры были постановки в Риме, Флоренции, Барселоне, Болонье, Неаполе, Венеции, Милане, Вене и других городах. Упоминается, что опера в 1853 году звучала в Одессе, но в другой версии – под названием "Адель из Козенцы".

Партии в опере виртуозны, дают возможность артистам показать вокальное мастерство. Для концертного исполнения партию Амалии репетируют солистки Новой Оперы Ирина Морева, Марина Нерабеева и Елизавета Соина, партию Франческо – солист Пермской оперы, приглашенный солист Большого театра России, заслуженный артист РФ Василий Ладюк, а также солисты Новой Оперы Анджей Белецкий и Андрей Борисенко.

4 февраля будет исполнен Реквием Джузеппе Верди. Концерт пройдет в память о выдающемся дирижере Юрии Темирканове (1938–2023), которого связывала долгая дружба с Евгением Колобовым. За пультом – заслуженный артист РФ Анатолий Левин, художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра студентов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Поволжья и Концертного симфонического оркестра Московской консерватории, дирижер симфонического оркестра Академического музыкального колледжа при консерватории.

Полномасштабное включение танца в афишу фестиваля и в репертуар Новой Оперы состоялось в прошлом сезоне, что отражает изменение в самой структуре театра – в труппу вошел Балет Москва. Год назад зрители увидели на фестивале недавнюю мировую премьеру Нижегородского театра оперы и балета ("Терезин. Квартет"), и на этот раз в программе новый спектакль.

6 февраля Челябинский театр современного танца представит на Крещенском фестивале в Новой Опере спектакль "Диалоги". Премьера "Диалогов" состоялась осенью 2023 года в Челябинске. Спектакль поставила Ольга Пона – художественный руководитель Челябинского театра современного танца, заслуженная артистка РФ, лауреат премии "Золотая Маска". Это ее первая большая постановка за последние три года. Спектакль состоит из череды пластических дуэтов, каждый из которых – диалог.

Третий год подряд один из вечеров Крещенского фестиваля проходит в новом, но ставшим популярным формате перевернутого концерта, когда и артисты, и зрители располагаются на сцене. На фестивале 2024 года перевернутый концерт пройдет 9 февраля, он озаглавлен "Непреходящее" по названию вокального цикла Эриха Вольфганга Корнгольда.

Непреходящее – то есть вечное, вневременное, как законы природы ("Торопливый ручеек", "Спящее дитя" – миниатюры из цикла Корнгольда). Также прозвучит инструментальная пантомима Франца Шрекера "Ветер" для скрипки, виолончели, кларнета, валторны и фортепиано – полетная, переменчивая по настроению музыкальная зарисовка, развивающая тему природной стихии.

Непреходящее трактуется еще и как образцовое, совершенное, всегда живое и актуальное искусство. В программу концерта вошли "Песни шута" на слова У. Шекспира, музыкальная версия двух композиторов: Э.В. Корнгольда и Д.Д. Шостаковича. Также прозвучат песни А. фон Цемлинского и Ф. Шрекера, камерные инструментальные сочинения Ф. Шмидта, В.Я. Шебалина, С.С. Прокофьева.

В перевернутом концерте примут участие солисты и артисты оркестра Новой Оперы, а также приглашенные исполнители: лауреат Первой премии и обладательница золотой медали XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского София Виланд (флейта), пианистка, выступающая на самых престижных международных сценах, в том числе в лондонском Уигмор-холле и зальцбургском Моцартеуме, Зарина Шиманская, победитель IV Международного конкурса камерных ансамблей имени Н.Г. Рубинштейна – Квартет имени В.А. Берлинского. Дирижер – Павел Романенко, партия фортепиано – Татьяна Сотникова.

10 февраля, на закрытии Крещенского фестиваля 2024 года, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром С.С. Прокофьева (1952) и Симфония №2 ми-бемоль мажор Франца Шмидта (1913).

Примечательно, что Симфония-концерт – позднее сочинение Прокофьева, которое создавалось параллельно с оперой "Война и мир», открывающей Крещенский фестиваль, а Вторая симфония Шмидта более тесно, чем другие его опусы, связана с творчеством Антона Брукнера (в Новой Опере продолжается цикл концертов "Брукнер+" к 200-летию со дня рождения композитора).

Программу "Прокофьев, Шмидт" готовит Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра. Солист – народный артист РФ Александр Князев, виртуозный виолончелист (а также органист и пианист), выступающий по всему миру. Маэстро Димитрис Ботинис неоднократно сотрудничал с Александром Князевым, но Симфонию-концерт Прокофьева они исполнят вместе впервые.

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Как обустроить историческую кино-Россию. Организация исторических фильмов
Партнёрство на крещендо
Воспитание театром

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть