Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Крещенский фестиваль в Новой опере. История Фауста.

Кантата "История Доктора Иоганна Фауста" Шнитке и "Песенки Маргариты" Локшина в программе Крещенского фестиваля.

Все фото автора.
Все фото автора.

"Песенки Маргариты" для сопрано с оркестром А. Локшина прозвучали интродукцией к кантате "История Доктора Иоганна Фауста" для контральто, контратенора, тенора, баса, хора и оркестра А. Шнитке, объединенные в фестивальной программе темой легендарной истории знаменитого чернокнижника Фауста. Дирижер – Кристиан Кнапп, солисты – Мария Буйносова, Маргарита Некрасова, Андрей Немзер, Дмитрий Пьянов, Алексей Антонов. Крещенский фестиваль в театре "Новая опера" проходит с 19 по 29 января 2023 года при поддержке ПАО "СИБУР Холдинг".

В основе двух сочинений по мотивам знаменитой средневековой легенды лежат разные литературные источники. Александр Лазаревич Локшин в "Песенках Маргариты" (1973) использовал тексты трагедии И.В. фон Гете в переводе Бориса Пастернака. Альфред Гарриевич Шнитке опирался на текст из "Народной книги о докторе Фаусте" в издании Иоганна Шписа 1587 года, первой литературной обработки легенды, в переводе Виктора Шнитке. Локшин концентрируется на женском образе обезумевшей от горя Маргариты-Гретхен. У Шнитке в центре внимания предсмертная исповедь и гибель Фауста.

Безусловно, трагическая мрачность превалирует в обоих сочинениях, соответствуя жанру и выбранным композиторами эпизодам высших страданий героев. "Песенки" отверженная всеми героиня поет в тюрьме в бредовом сознании, измученная жуткими видениями. Это завершающая сцена первой части "Фауста" Гете. У Шнитке продавший душу дьяволу грешник предчувствует близкий час расплаты и свою гибель.



Выстроенная таким образом программа концерта хронологически поведала слушателю, какую беду сотворил Фауст с Маргаритой у Локшина и какой конец ожидает героя у Шнитке. "Песенки Маргариты" делятся на семь небольших частей – вступление, тема, четыре вариации и кода. Одночастная кантата "История Доктора Иоганна Фауста" состоит из десяти эпизодов.

Прозрачная партитура Локшина с голосами сольной скрипки, флейты, альта, виолончели, английского рожка, высокий регистр звучания инструментов – одиночество юной Гретхен, которая поет детские песенки в минуту отчаяния и горя. Сознание уводит героиню в бредовые кошмары – голос сопрано, поддержанный резким крещендо оркестра, взлетает вверх, нервно звенит на высоких нотах. Ужасный смысл слов, произносимых несчастной, усиливается уменьшительным "песенки" и создает острый диссонанс. Солистка Мария Буйносова выразительно чередовала моменты форте и пиано, заставляя голос звучать контрастно.

Красочная партитура Шнитке для большого состава оркестра, смешанного хора, четырех солистов соответствует вселенскому масштабу фаустианской темы в искусстве. К тому же авторское определение кантаты – "Страсти по грешнику". Это отсыл к пассионам "Страстям Господним". Безусловно, доктор Фауст – это антитеза Христу. Как у Баха в "Страстях по Матфею" есть евангелист, в "Истории Доктора Иоганна Фауста" также присутствует рассказчик – тенор (Дмитрий Пьянов).

Бас Алексей Антонов пел партию Фауста. Образ Мефистофеля Шнитке разделил на две партии. Сладкоголосого обольстителя изображал контратенор Андрей Немзер, жестокого аспида – контральто Маргарита Некрасова. Этот контраст – две стороны одной медали.

Плотное и динамически зашкаливающее, порой, звучание оркестрово-хоровых эпизодов поддерживалось многочисленными ударными инструментами, перкуссией, тембрами саксофонов. Сольная партия клавесина сопровождала  певцов, придавая оригинальный колорит звучанию. Демоническое танго от двуликого Мефистофеля, поющего дуэтом контратенора и контральто – яркий и эффектный номер, в котором сверкает композиторский гений Шнитке. Оркестровка, сочетание тембральных красок, танцевальная упругость звучания впечатлили не только слушателя. Было заметно, оркестранты тоже непроизвольно поддались магии ритмического остинато. 



В 1994 году композитор сделал кантату "История Доктора Иоганна Фауста" частью одноименной оперы.

Крещенский фестиваль в "Новой опере" преподносит меломанам интересные программы. Фаустианский колорит Локшина и Шнитке – незаурядный подход организаторов к выбору событий. Коллектив театра на протяжении фестивальных концертов выказывает завидную стилистическую "всеядность" и смело покоряет весьма сложные партитуры.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть