Легчайшее прикосновение пальцев, что, кажется, рояль не в состоянии ответить звуком, а лишь вздохом, глухая левая педаль, воздушное пианиссимо погружают зал в "немногословное", с преобладанием пауз, музыкальное размышление. Не было "привычной" джазовой импровизации. Композитор Рубалькаба необыкновенно минорно-серьёзен, пианист Рубалькаба фантастически чуток и тонок. Понятно, что зал для него уже не существует, только его мощная внутренняя музыкальность двигает сложную импровизаторскую мысль композитора.
Но с каждой следующей композицией улавливается все сильнее завуалированная мексиканско-кубинская мелодическая и ритмическая природа развёрнутых баллад Рубалькабы. И вот совсем близко к джазовой традиции - появление акцентов - которые пианист исполняет ребром ладони. Точно попадая в "десяточку" метро-ритма, они приобретают тот самый нерв афро-кубы.
Фото: ©Владимир Шутов
От судьбы не уйдёшь. Дед, отец, братья мальчика Гонсало - все музыканты. Уже в нежном шестилетнем возрасте не больше, не меньше он играл на ударных инструментах в оркестре отца. А что такое ритм в латино-американской традиции? Да это религия. И юнец воспитался в этой национальной вере. Потом Гонсало стал учиться на рояле и окончил Гаванский институт искусств со степенью в области музыкальной композиции. В 1984 образовал собственную афро-кубинскую джаз-рок-фьюжн группу "Групо Проекто".
Его крёстным отцом стал великий трубач Диззи Гиллеспи, который в 1985 запустил молодого кубинца на мировую орбиту джаза. Остальное вопрос времени - признание, популярность, записи на известных мировых лейблах.
Когда в руки взял свой сакс Игорь Бутман, Рубалькаба проявил настоящий талант аккомпаниатора-ансамблиста: умение идти за солистом, быть"на чеку" в дуэте, умело распоряжаться балансом звучания. Да просто у них на jam-session'нах с Чиком Кориа и Чучо Вальдесом здорово учат этому мастерству.
Фото: ©Ольга Карпова, www.jazzmap.ru
На сопрано-саксе Бутман блестяще, головокружительно технично презентовал свои импровизации. И вот, что приятно, Рубалькаба осознанно оставался "в тени". Почерк мастера!
А потом было истинное откровение Рубалькабы-музыканта и человека в его двух авторских композициях. Сильное чувство и высокий интеллект присущи музыке кубинца. Это высокохудожественная современная музыка, которой жаждут академические консерваторские сцены. Она прекрасно бы слушалась в таких концертах. Потрясает совершеннейший пианизм исполнителя, проявляющийся в сложной многоплановой фактуре сочинений. Градация динамики была бесконечной в сторону и усиления, и уменьшения. Но мощь всегда соседствовала с мягкостью многообразного туше. И, конечно, восхищал Его Величество ритм, который был второй натурой пианиста.
Фото: ©Ольга Карпова, www.jazzmap.ru
Чтобы дать понять публике, что концерт завершается, Игорь Бутман и Гонсало Рубалькаба сыграли бессмертный "Караван".
Вдохновленная концертом, я почувствовала нескромное стремление дать совет и пожелать: "Пианисты! Не только джазовые, но в первую очередь академисты! Приходите на Рубалькабу и получайте профессиональный мастер-класс".
Замечательный "Рам-мьюзик", организатор концерта! Желаю вам совершить невозможное - соединить на московской сцене трех звёздных джаз-пианистов - Кория, Рубалькаба, Вальдес.
Фото: ©Павел Корбут