Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Маскарад" - неожиданное событие для июня

Премьерный балет “Маскарад” в музыкальном театре им. Сац начинает жить своей яркой сценической жизнью.

Фото: Елена Лапина
Фото: Елена Лапина

Выпуск балета Кирилла Симонова по пьесе Лермонтова “Маскарад” на музыку Хачатуряна совпал с замечательным событием в жизни театра. Вручение премии International Opera Awards в номинации "Образование и просвещение" – заслуженная творческая победа коллектива и его руководителя Г.Г. Исаакяна за неустанную пропаганду литературной и музыкальной классики, продвижение национальных шедевров, воспитание вкусов современного молодого зрителя. Выбор Лермонтов-Хачатурян как нельзя лучше подтвердил это.

Арам Ильич Хачатурян – автор балетов “Спартак” и “Гаяне”, визитных карточек Большого театра во всем мире, подаривший мировому балету полководца Красса в исполнении неподражаемого Мариса Лиепы и фантастический "Танец с саблями" – не создал балета по пьесе Лермонтова. Но его музыка к спектаклю “Маскарад” Вахтанговского Театра и написанные им яркие музыкальные портреты лермонтовских героев вдохновляли балетмейстеров и хореографов в 1960-е и 1980-е годы на попытки создать балет. На основе музыки Эдгар Оганесян написал балетную партитуру, куда также вошли эпизоды из других сочинений Хачатуряна. Наконец, обращение к этой идее музыкального театра Сац увенчалось успехом.
 
Оркестр ожидаемо открывает спектакль знаменитым вальсом. В симфоническом вступлении сочно звучит роскошная оркестровка хачатуряновской партитуры. Неизменный хит мирового концертного проката. На сцене плавно колышется прозрачный занавес из черной вуали. Гламурная вуаль – принадлежность к высшему свету, статусное положение женщины, обозначающее ее недоступность для чужого глаза. Не стоит проявлять к ней излишний интерес, не то...  
 
За ним видны разминающиеся балерины. Занавес поднимается. И, действительно, сцена напоминает балетный класс. Полукруглый задник сцены, боковые стены и пол отражают почти зеркально, увеличивая количество канделябров, игроков в игорном доме или толпу на маскараде.
 
Новый художественный руководитель балетной труппы Кирилл Симонов представил свое детище как пример психологического балета. Собственно, танцы сосредоточены в сценах маскарадного бала. Сцены объяснений и драматических переживаний героев наряду с пластикой тела включают использование множества движений рук исполнителей, акцентирующих на себе, притягивающих зрительское внимание своими выразительно-изломанными рисунками.

Звездич - Артур Геворгян, Баронесса Штраль - Екатерина Рыбчина 2 состав. Фото: Елена Лапина

Хореограф неоднократно использует прием повтора сложных движений рук, выстраивая кордебалет на сценическом пространстве прямыми линиями, как в балетном классе. Создается легкий эффект параллельности, двойственности. Будто действие происходит в школе танцев, где разворачивается то ли реальный сюжет, то ли хореографический вымысел. Сценограф Александр Орлов снабдил боковые стены и задник разъезжающимися дверьми лифтов, для полной схожести поместив сверху горящие зеленым стрелочки вверх, вниз. Персонажи появляются из лифтов и исчезают в них.
 
Выстроенность прямых линий "танцующих" руками вдруг отсылает меня к виденному когда-то в Большом театре балету "Чайка" Щедрина с хореографией Плисецкой и ее же в заглавной роли чеховской Нины. Такой же психологический танец.
 
Исполнительница лермонтовской Нины Алевтина Касаткина напоминает Екатерину Максимову, танцевавшую когда-то Анну из балета "Анюта" Гаврилина. Хрупкая, нежная, трагическая. Два ее драматических "монолога" из первого действия под солирующую скрипку и из второго с виолончелью очень проникновенны. И замечательно прочитан ею словесный монолог, редкость в безмолвном балете, из пьесы Угарова "Маскарад, Маскарад". Даже голос балерины оказался удивительно выразительным, с приятным тембром, жалующимся и пронзительно несчастным.
 
Платье главной героини художника Стефании Граурогкайте необыкновенно хорошо, женственно, изысканно, гранатового цвета, пробивающегося из-под кружевного слоя. И браслеты, видимо, тоже гранатовые, с темно-красными камнями.
 
Сцены маскарада и бала яркие, красивые и красочные. Женские и мужские костюмы отчасти имитируют игральные карты. Воротники Пьеро, маски, шляпки, длинные перчатки и опять легкий вуальный занавес, но уже не черный, золотисто-непонятный, задергивающийся князем Звездичем, Сергей Беломысов – это чуть напоминает вахтанговский стиль "Турандот". Музыка по кругу все время возвращается к вальсу.

Нина-Елена Князькова, Арбенин-Максим Подшиваленко 2 состав. Фото: Елена Лапина
 
Второе действие – разительный контраст – черное платье Нины, распущенные волосы, безнадежное одиночество героини, потом Арбенина – Дмитрий Круглов. Звучит рапсодия для виолончели Хачатуряна. Дуэт Нины и Арбенина, сцена смерти хореографически очень выразительны. Балерина повисает, надломленная ядом и тоской, сползает по партнеру, обвиваясь и сплетаясь с ним. Это мучительно повторяется в разных вариантах еще и еще. Второй раз используется прием разговаривающих вслух танцоров, изображающих светских сплетников. На авансцене продолжается привычная жизнь, а в глубине умирает невинная жертва этого света. Арбенин яростно задергивает на этот раз красный занавес-вуаль, закрывая безжизненное тело Нины. Сумасшествие Арбенина мрачно завершает спектакль.
 
Баронесса Штраль, исполненная Екатериной Рыбчиной, получилась самоуверенной и опытной светской львицей. Этот образ хорошо создавал фон для романтической и нежной Нины.
 
Оркестр под управлением Алевтины Иоффе мощно звучал в вальсе первого действия. А солистки Дарья Суворова и Валентина Окунева своими соло помогали Алевтине Касаткиной создавать психологически глубокий образ главной героини.

Нина-Елена Князькова, Арбенин-Максим Подшиваленко 2 состав. Фото: Елена Лапина
 
Моя спутница-француженка пришла на спектакль с розами. Она извинилась, что недостаточно понимает русскую классику и просила посоветовать кому подарить цветы. По окончании она сделала выбор сама. Цветы достались Касаткиной, а ее аплодисменты и крики "браво" всем остальным.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть