Фото: Антон Давыдов/Театр им. Н. И. Сац
Причём, программа старинной оперы в театре не ограничивается постановками и показом опер, театр стал центром изучения, реконструкции старинной оперы, а также образовательным центром, благодаря Академии старинной оперы, которой руководит один из самых авторитетных специалистов в этой области, арфист-виртуоз Эндрю Лоуренс-Кинг.
За последние годы были поставлены знаковые для истории жанра произведения — одна из самых первых опер "Игра о душе и теле" Эмилио де Кавальери, первая испанская опера "Любовь убивает" Хуана Идальго де Поланко, "музыкальное исследование", опыт реконструкции утраченной оперы Клаудио Монтеверди "Ариадна".
Фото: Елена Лапина/Театр им. Н. И. Сац
Финалом нынешней сессии станет постановка оперы Генри Пёрселла "Король Артур".
Но это только то, что видит зритель. А за этими внешними результатами скрывается огромный пласт творческой жизни. Эндрю Лоуренс-Кинг, предваряя премьеру "Короля Артура", которая состоится 12 и 13 сентября, рассказал об этой стороне деятельности: "Это учебный проект и эксперимент одновременно. У нас проходят длительные и интенсивные репетиции. Наша задача — за неделю создать и исполнить оперу в сценической версии. Над ней будут работать как опытные музыканты, так и студенты. Работая вместе, мы можем поднять планку наших спектаклей".
В спектаклях проекта OPERA OMNIA вместе с музыкантами-аутентистами заняты также и артисты оркестра театра, для которых этот необычный опыт оказался чрезвычайно интересен.
Фото: Антон Давыдов/Театр им. Н. И. Сац
Одной из особенностей Академии является то, что часть событий открыта для интересующейся публики. Георгий Исаакян и Эндрю Лоуренс-Кинг в своих лекциях изложили своё видение постановки барочной оперы в современных условиях — каждый в своём секторе обзора, соответственно, "Режиссёр в барочной опере в современном музыкальном театре" и "Дирижёр в барочной опере в современном музыкальном театре".
Кроме того, прошёл Круглый стол, посвящённый Генри Пёрселлу, который в этот раз стал главной персоной.
В эту сессию вошли мастер-классы таких мастеров и специалистов в области музыки барокко, как Эндрю Лоуренс-Кинг, испанский гитарист, исполнитель на теорбе и один из лучших специалистов в области basso continuo, Хавьер Диаз Латорре, контр-тенор Майкл Чанс, специалист по барочному танцу Таня Скок из Словении.
Эндрю Лоуренс-Кинг. Фото: Антон Давыдов/Театр им. Н. И. Сац
И, безусловно, украшением этой "барочной декады в Москве" стал гала-концерт этих выдающихся музыкантов.
Вот тут и проявилось то, о чём в своей лекции говорил Георгий Исаакян: "Если мы говорим об аутентичности исполнения барочной оперы, то в первую очередь надо иметь в виду отсутствие аутентичной барочной публики".
Потому что, естественно, четыреста лет для публики даром не прошли и весь накопленный бэкграунд участвует в восприятии того, что происходит на сцене.
Начиная с того, что ты вдруг видишь барочные корни британской музыки 60-х годов XX века, у тех же "The Beatles" в конце концов, или слышишь в музыке Пёрселла то, чего никак не могли слыша 090 ь его современники, а именно позывные русской службы Би-Би-Си тех времён, когда это было более чем актуально, ты вспоминаешь концерты совершенно других контекстов, коk 5 да слышишь "Music for a while" Генри Пёрселла. О том, что ты находишься совершенно в другом времени и в иной цивилизации напоминают не только современные костюмы исполнителей, но и контраст их "энергетики поведения", если можно так сказать, и "нездешней" сдержанности самой музыки.
Потому что стиль и характер самого концерта, хотя и носил вполне академический характер, был близок, пожалуй, к тому, что обычно называется jam-session. Но это касалось скорее ощущения внутренней свободы исполнителей. А вот сам характер барочной музыки, уже не говоря о глубоко меланхоличном Джоне Доуленде, носил более чем сдержанный характер.
В концерте прозвучали произведения доперселловской эпохи в Англии, а также французская, итальянская и испанская музыка той эпохи. Если попытаться обозначить эту музыку каким-то общим словом, я бы назвал это "эстетикой пианиссимо". Современное ухо от этого отвыкло — фантастическая филировка звука на арфе и теорбе в исполнении Эндрю Лоуренс-Кинга и Хавьера Диаза Латорре изумляют, когда ты слышишь уходящее в никуда diminuendo на щипковых инструментах. В рамках этой же эстетики пел и Майкл Чанс. Понятно, что возраст для вокалиста вещь критическая, но харизма и мастерство были при нём. Филировка звука, свобода звукоизвлечения, широкие ферматы, "экстравертная" не музейная подача материала — это всё притягивало к нему внимание.
Эндрю Лоуренс-Кинг. Фото: Антон Давыдов/Театр им. Н. И. Сац
Сюита "Характерные танцы" Жана-Фери Ребеля, в которой участвовала Таня Скок, помимо своей интересной музыкально-хореографической эстетики, важна ещё и тем, что в ней чуть ли не впервые совершена попытка записать партитуру движений, так что танец носил вполне документальный характер.
OPERA OMNIA удивительным образом раздвигает для нас границы музыкальной европейской культуры и мы с изумлением обнаруживаем огромное количество сокровищ, доселе нами не виданных.
Точнее, не слышанных.
И одно из таких сокровищ, опера Генри Перселла "Король Артур" прозвучит на днях со сцены театра им. Н.И.Сац.