За дирижерский пульт встал главный дирижер оркестра "Новая Россия" Юрий Башмет. "Болеро" Мориса Равеля, открывшее концерт, в контексте торжественного события воспринималось как символ уверенного и неуклонного восхождения оркестра-юбиляра на сценический Олимп продолжительностью в двадцать минут и длиной в три десятилетия. Неизменная поступь гениальной мело-ритмики Равеля, повторяющаяся конструкция темы с неотвратимым нарастанием динамического крещендирования олицетворяла историю творческого становления оркестра-именинника. И мощная кульминация в конце пьесы, будто, подтвердила многозначительность 30-летия, его эпохальность.
Круглая дата - всегда определенная кульминация, почетная, но все-таки проходящая. В судьбе оркестра - это очередной mail stone, тем более такого, как "Новая Россия", активно и востребованно существующего в российском и международном культурном пространстве. Большую половину жизни коллектива, восемнадцать последних лет его возглавляет маэстро Юрий Башмет. Под флагом такого выдающегося музыканта оркестровая команда выстроила свою собственную творческую и репертуарную линию.
Вкус худрука и узнаваемый стиль коллектива проявился в первую очередь в концепте программы юбилейного гала-концерта. Зарубежная и русская классика в очередной раз мирно соседствовала с современными сочинениями, удачно подчеркивая их достоинства. Музыкальные новинки и премьеры всегда остро востребованы Юрием Абрамовичем Башметом, и "Новая Россия", как никакой другой коллектив, миссионерствует по жизни, обращая слушателей в новую музыкальную религию ныне здравствующих композиторов.
Фото: Денис Гришкин
Заявленная в концерте мировая премьера Валерия Воронова "Ступающий во сне", исполненная перед бетховенским циклом, выступила в качестве своеобразной интродукции к знаменитой Пятой симфонии. Но незнакомую впервые звучавшую музыку Воронова для лучшего восприятия тщательно подготовил контрастный блок произведений, состоявший из "Меланхолической серенады" для скрипки с оркестром Петра Ильича Чайковского (солист-концертмейстер оркестра Николай Саченко) и номер "Монтекки и Капулетти" из второй сюиты "Ромео и Джульетта" Сергея Сергеевича Прокофьева.
Связующим звеном первой и второй половины программы, точкой золотого сечения вечера стал "Gran Concerto" для альта с оркестром Александра Чайковского (солист Юрий Башмет, дирижер Денис Власенко). Сочинение, сквозная композиция которого основана на произведениях для альта Андрея Эшпая, Софии Губайдуллиной, Дмитрия Шостаковича, Гии Канчели, с неповторимым голосом башметовского альта превратилось в лирико-драматический центр притяжения всего зала. Солист и оркестр, предчувствуя друг друга, создали цельный драматургический монолит, предельно контрастируя в образах, тончайшей прозрачности и плотности звучания.
16 декабря 1770 года родился Людвиг ван Бетховен. Знаменательно, что дань великой личности композитора была отдана прямо в день его рождения. Дух гения витал в музыке Валерия Воронова "Ступающий во сне". Навеянная Andante con moto, медленной частью Пятой симфонии, композиция Воронова не имела прямых цитат, но заставляла память слушателя отсылать к оригиналу, щекотала воображение неясными ассоциациями. Фактура часто изобиловала длиннотами, зависаниями. Слушательски чуть хотелось дать больше движения и сдвинуть темп. Желание усиливалось предвкушением начала бетховенской симфонии с ее лейтмотивом судьбы.
Действенной музыкой Пятой симфонии Бетховена с ликованием мажорной фуги в финале оркестр "Новая Россия" завершил юбилейный концерт. С учетом отсутствия антракта в концерте программа вечера была выстроена мастерски умело для восприятия такого количества разноплановой музыки.
Ждем новых творческих успехов от коллектива симфонического оркестра "Новая Россия".