Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

30 сентября 2024 19:10

Оптимистическая трагедия в честь Дмитрия Шостаковича

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото предоставлены Московской филармонией.
Все фото предоставлены Московской филармонией.

В канун дня рождения Дмитрия Шостаковича в Концертном зале московской филармонии Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского открыли свой филармонический абонемент в столице монографической программой из произведений композитора.

Наследие Шостаковича давно является одной из точек притяжения для Александра Сладковского. В 2016-м году оркестром под управлением А.Сладковского была осуществлена запись антологии произведений Д.Д. Шостаковича (музыкальных альбомов с записями всех симфоний и инструментальных концертов). В 2022 году также в день рождения Шостаковича Госоркестр Татарстана под управлением А. Сладковского открыл свой московский абонемент программой, включавшей Первый скрипичный концерт (солист – Павел Милюков) и Симфонию № 12. А в 1966 году именно Д.Д. Шостакович, будучи председателем Правления Союза композиторов СССР, горячо поддерживал миссию по созданию симфонического оркестра в Казани. Закономерно, что Александр Сладковский называет Шостаковича одним из главных композиторов для коллектива.

При таком постоянном соприкосновении с наследием Шостаковича новое обращение к творчеству этого великого композитора-симфониста музыкантами Госоркестра Республики Татарстан было неизбежно. А обращаясь к концертному жанру, для первого отделения был выбран, пожалуй, самый близкий к симфоническим концепциям Второй виолончельный концерт.



В интерпретации этого импульсивного и многогранного опуса очень важен творческий опыт солиста. Поэтому практически гарантией успеха стало приглашение в такую серьёзную симфоническую программу Александра Князева, обладающего не просто уникальной харизмой и мастерством, но и огромным интеллектуальным потенциалом, который наполнял его игру прямо-таки магической силой. Виолончельную партию, в высшей степени насыщенную техническими сложностями, контрастами и внезапными сопоставлениями, А.Князев исполнял, словно вдумчиво и страстно декламировал полный увлекательных поворотов поэтический монолог. Лирические темы были насыщены дыханием и чувством, виртуозные эпизоды подчёркивали не столько техническое совершенство артиста, сколько богатейшую палитру и невероятно бархатный звук превосходного инструмента музыканта. Но самой впечатляющей особенностью интерпретации Князева и оркестра под управлением Сладковского Второго виолончельного концерта Шостаковича стала невероятная свобода высказывания: едва заметные ауфтакты, деликатные паузы-вдохи, микро-ферматы, замедления и полётные темповые сдвиги, – вся эта, свойственная естественному течению человеческой речи стихия наполняла музыку удивительной поэзией. И редкой сегодня вдохновляющей энергией, которая позволяла каждому слушателю не теряться в сложностях звучащих конструкций, а с интересом следовать за героями этой музыкальной драмы.



О том, насколько много и жизненных коллизий, и исторических сюжетов сплелось при создании Второго виолончельного концерта, увлекательно поведал во вступительном слове Артём Варгафтик. Будучи сам профессиональным виолончелистом, выпускником РАМ имени Гнесиных, он прекрасно и как всегда ярко и образно рассказал и о плодотворнейшем сотворчестве Дмитрия Шостаковича с Мстиславом Ростроповичем, который стал первым исполнителем и этого концерта, и многих виолончельных сочинений композитора. И даже включил запись одесской песни "Бублики", популярный мотивчик которой стал одной из тем концерта. Одним из самых драматичных эпизодов концерта становится переосмысление этого одесского хита в трагическую оркестровую кульминацию. Сладковскому и Госоркестру Татарстана удалось с максимальной мощностью воплотить сметающую силу и неотвратимую поступь, в которую превращается безобидная песенка. Для воплощения трагедии Шостаковичу были необходимы звуковые масштабы и тембровая многогранность оркестра, и подлинную безграничность этих ресурсов продемонстрировала исполняемая во втором отделении Восьмая симфония.



В кратком (что было чрезвычайно важно перед исполнением почти полуторачасовой партитуры) и поэтичном (что настроило публику на нужный лад) вступлении Артём Варгафтик назвал эту монументальную симфонию огромным миром, где одним из главных противостояний становится антитеза добра и зла, наполняющая огромную пятичастную композицию. Александру Сладковскому удалось удивительно динамично раскрыть всю многоликость добра и зла и подчеркнуть стройность и логику масштабной драмы. Крайние части были гигантским обрамлением трагедии, разворачивающейся в центральных главах. Дирижёр подчеркнул не столько общность тематического материала первой и последней части, сколько создал звуковую картину оцепенения и тяжёлых размышлений, в первой части приводящих к впечатляющей кульминации и острым драмам центральных частей. А в конечном итоге музыкальный материал коды первой части неожиданно "перекрашивался" в светлый финал. Сам композитор писал, что добро побеждает, однако это, хоть и оптимистическая, но – трагедия. Однозначное счастье невозможно после тех испытаний, о которых повествуют центральные страницы симфонии. Это драматическое начало было с невероятной силой подчёркнуто в интерпретации Сладковского и возглавляемого им оркестра. Трагические кульминации были пронизаны такой энергией, что едва ли не перехватывало дыхание от немыслимых мощностей и нарастаний звучаний. Особенно это касалось третьей части – Токкаты.



Будучи одной из самых знаменитых оркестровых страниц наследия Шостаковича, музыка этой Токкаты основана на кратких выразительных темах, "спетых", словно хором, каждой оркестровой группой. С каждым "запевом" усиливалась тембровая плотность и мощности звучания. Несколько волн таких немыслимых по напряжённости нарастаний завершались стройными проведениями темы у труб, валторн и тромбонов. Следующее, после шикарно сыгранной в кульминации чеканной поступи медных духовых, фугато открылось выразительным и хрупким соло флейты-пикколо (Антон Дыкин) с контрапунктами флейты (Венера Порфирьева), гобоя (Андрей Шубин) и кларнета (Артур Мухаметшин). Прекрасно прозвучало и одно из самых известных из-за своей продолжительности и сложности соло английского рожка (Дмитрий Никитин). В предпоследней части соло фагота (Рамиль Сафин) перекликалось своей искусно пропетой витиеватой мелодикой с выразительными соло первой скрипки (Алина Яконина), открывающим предфинальное нарастание к грандиозной кульминации с одним из самых продолжительных тремоло литавр и невероятно эффектным звучанием группы ударных. Настолько эффектным, что на аплодисментах, при всех многочисленных восторгах каждой группе оркестра, именно ударники были награждены взрывной реакцией публики, а литаврист Константин Колесников и игравший на малом барабане Михаил Красничкин удостоились таких восторгов, которые ничуть не уступали реакциям фанатов рок-концертов.



После всей этой музыкальной роскоши Александр Сладковский и Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан еще и выдали шикарно исполненный "на бис" "Русский вальс" Дмитрия Шостаковича. В репризе великолепное соло первого тромбона (Руслан Валеев), поддержанное стройно и чисто сыгранным ансамблем всех тромбонистов, сделало и эту оркестровую группу героями вечера. Бис убедил, что, как и у гениального композитора Шостаковича, у первоклассного симфонического оркестра одинаково впечатляюще и прекрасно звучат и монументальные симфонии, и популярная миниатюра.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть