Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

22 сентября 2017 9:09

Оркестр "Entre Nous": перемен требуют наши сердца

В МГК имени П.И. Чайковского подходит к концу сентябрьский музыкальный фестиваль "Творческая молодёжь Московской консерватории".

ClassicalMusicNews.Ru
ClassicalMusicNews.Ru

В то время, как большинство студентов свыкается с щемящей мыслью, что сентябрь всё-таки настал, консерваторцы уже подготовили пятнадцать насыщенных концертных программ в рамках VII фестиваля "Творческая молодёжь".

Непроглядная тьма: лишь несколько беспорядочно разбросанных по залу огоньков и свинцовый отблеск труб органа. За ним белая стена с тёмным силуэтом старого окна и шрамами обшарпанной стороны полуразрушенного дома. Из зрительного зала чёрной смолой оркестр просочился на сцену, где каждый музыкант занял отдельный пюпитр. Рихард Штраус, "Метаморфозы" для 23-х струнных. Так начался один из заключительных концертов главного осеннего фестиваля консерватории.

Фото: Александр Панов

"Творческая молодёжь" - это уже традиционное мероприятие, к которому студенты, аспиранты, выпускники самостоятельно готовят проекты выступлений и, самое главное, имеют возможность встретиться со своей публикой, играя на знаменитых сценах Малого и Рахманиновского залов. Участниками могут быть как солисты, так и коллективы, например, камерный оркестр "Entre Nous".



"Entre nous" с французского переводится как "между нами". Азим Каримов (художественный руководитель и дирижёр оркестра) первый свой студенческий коллектив собрал ещё в 2009 году, учась в колледже по классу гобоя. Тогда же были и первые успехи, награды (Гран-при и золотая медаль на чешском фестивале Young Prague 2011). Но позже работу пришлось приостановить: поступление в разные вузы, новые трудности расшатали молодую команду. А сейчас Каримов, будучи студентом кафедры оперно-симфонического дирижирования МГК им. П.И. Чайковского (класс профессора Г.Н. Рождественского), вновь решает объединить близких по уровню, статусу, настрою музыкантов в небольшой, но стабильный и независимый оркестр.



Казалось бы, с чего может начаться концерт новоиспечённого коллектива двадцать первого века, которому нужно и заявить о себе, и доказать музыкальную состоятельность, и подтвердить своё право играть на этой сцене? Наверное, с чего-то ультраавангардного, сумасшедшего в духе времени, в партитуре которого сам чёрт ногу сломит. Брать что-нибудь очень известное, когда каждая нота как под увеличительным стеклом, опасно, да и зачем? Нашли золотую середину - в середине прошлого столетия. Итак, Рихард Штраус, "Metamorphosen" (1945) для 23-х струнных, двадцати трёх солистов.



Сейчас, ни на кого не глядя, выйдет дирижёр в чёрном фраке, и, подойдя к пульту "управления", потеребит запонки на белоснежных рукавах рубашки, затем, приготовившись к бою, выхватит как шпагу дирижёрскую палочку, и начнётся спектакль одного актёра. Нет, всё было иначе. Дирижёр "Entre Nous" - современный молодой человек. Работает он без палочки - музыкальная магия буквально на кончиках пальцев. Деликатные и точные движения на piano с чётко различимыми оттенками (чего добиться довольно сложно), но и мощи, не переходящей в рубку дров, и энергетически заряженного fortissimo хватает. Общение с оркестром - это обращение даже не к группам, а конкретно к каждому исполнителю, каждому солисту.  А аскетичность внешнего вида оркестрантов, приближенного к повседневному, стирает формальную границу "артист - слушатель". Даже на афише не привычные портреты с пластмассовыми улыбками, а "живая" фотография с репетиции. Нечто доверительное, камерное, сокровенное отражено и в самом названии оркестра.


 Фото: Александр Панов

Главная тема концерта - метаморфозы, то есть превращения, перемены как основной движущий элемент жизни. Но перемены переменам всё же рознь: Р. Штраус (1864-1949) на своём веку застал небывалый подъём родной Германии, расцвет и могущество, но вместе с тем и её разрушения. В 1943 году в результате бомбардировки был уничтожен мюнхенский Национальный театр - место, где служил отец композитора, где он провёл своё детство, где, в конце концов, происходили важные события для него как для музыканта. Именно это послужило импульсом к созданию "Metamorphosen". Как принципиально Каримов дождался абсолютной тишины в зале для вступления, так же внимательно он вслушивался и в угасание самого последнего отзвука. Несмотря на то, что оркестр как инструментальная единица не отличается особой подвижностью, "маневренностью", однако мгновенные смены настроений, периодов нагнетания и успокоения удавалось сделать, как и показать трансформации главной темы, пробивавшейся сквозь плотную фактуру, звуча то в одном голосе, то в другом. Едва слышимые шаги траурной процессии сменялись безжалостно-раздирающими ударами роковых кинжалов, крушение всего – проблеском хрупкой надежды. Хотя строй, коварные унисоны не всегда покорялись музыкантам, в звучании оркестра была та свежесть и инициативность с долей здравого честолюбия, которых нет у людей, сыгравших всю программу мира не по одному разу.


Фото: Александр Панов

От руин старой жизни к рождению новой, от одного Рихарда к другому (кстати, очень повлиявшему на последнего). Рихард Вагнер, "Зигфрид-идиллия" (1870). Подарок супруге Козиме в честь появления на свет их сына Зигфрида. После долгих скитаний семья обрела дом, а с ним и долгожданное спокойствие. Такие счастливые перемены автор запечатлел в пасторальном произведении со всеми присущими ему жанровыми характеристиками.


Второе отделение, подхватывая тон, заданный в конце первого, начинается с пасторали, написанной спустя почти сто лет после вагнеровской идиллии: Альфред Шнитке, "Сюита в старинном стиле" (переложение для камерного оркестра Владимира Спивакова). Двадцатый век в самом разгаре со всей его стилевой и жанровой пестротой, а композитор берёт и отворачивается к эпохе трёхсотлетней давности. Будто примеряет маскарадный костюм далёкого барокко. Метаморфоза масок, и маска как гротескный символ метаморфоз. Ничего не подозревая, сидишь и наслаждаешься чистым, объёмным и свободным звуком гобоев (Софья Гришина и Владислав Врублевский), аккуратностью струнных, но Шнитке не был бы Шнитке, если в самый неожиданный момент стройные пасторальные гармонии не расползались бы в жуткие диссонансы, и гладкое legato не превратилось бы в инфернальные sul tasto и sul ponticello. Музыкальная деменция как инвектива уже в адрес современного автору мира. Разбредающиеся шестерёнки замедленной поломки огромного механизма. Зарождение разрушения, апогей которого будет изображён в финальном произведении концерта.



Concerto Grosso №1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (1977). "Воскрешённый" Альфредом Гарриевичем барочный жанр, полностью основанный на противопоставлениях, чередованиях, преображениях. Язва, нерв, но и точность, жажда, искромётность, но непробиваемый ритм, бушующая стихия, но единое направление потоков. Елена Корженевич (скрипка), Роман Минц (скрипка), Дарья Волобуева (клавесин), Рена Фахрадова (препарированное фортепиано).

Фото: Александр Панов

Говоря о метаморфозах, конечно, нельзя не вспомнить римского поэта "Золотого века" Публия Овидия Назона (его слова процитированы авторами концерта в программке: "Ныне хочу рассказать про тела, превращённые в формы Новые"). Желая освободиться от славы лёгкого любовного поэта, Овидий работает над большим эпическим произведением "Metamorphoses" - самое крупное поэтическое собрание мифов (ок. 300), объединённых темой превращения. Либо боги во что-то превращались, либо боги превращали во что-то людей: своих любимцев – в цветы, а тех, кого ненавидели или кому завидовали – в камни или змей. Всем участникам фестиваля хотелось бы пожелать в дальнейшем видеть как можно больше цветов и как можно меньше камней и змей.
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть