В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
12 июля 2024
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
11 июля 2024
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
11 июля 2024
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
11 июля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Прощальная гастроль «Катарины»?..

© Фото: Дарья Нестеровская
© Фото: Дарья Нестеровская

В последнее время приходится слышать голоса уважаемых авторов: не пора ли нам создать «музей» академической музыки?¹ Вопрос это, конечно, философский, но вот классический балет давно уже таким музеем стал и процветает именно в этом качестве. В топе российского репертуара – неувядающие постановки Мариуса Петипа: «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда»… Вечная классика, балетная «попса»!

При этом балет пластичен и легко поддается обновлениям – текст большинства спектаклей не мыслился создателями как неприкосновенный шедевр. В то время как зарубежные постановщики напрягают фантазию, чтобы по-своему интерпретировать золотой фонд романтического балета, – то «лебединые» партии исполняет мужчина, то в «Щелкунчике» искореняется вдруг обнаружившийся расизм, – у нас не принято покушаться на святое, да и большого интереса к подобным переосмыслениям не наблюдается. Из последних опытов можно вспомнить разве что аккуратный ребрендинг того же «Щелкунчика»: сохранив внешнюю канву произведения, Юрий Посохов освежил лишь декорации и хореографию, а также немного «состарил» главную героиню.

Возможно, это и к лучшему. Публика ждет больших и ярких спектаклей с приятной музыкой, легким сюжетом и красивой хореографией. Как и два столетия назад, зритель, приходя в театр, хочет видеть пламя страстей, чудовищ, похищающих прекрасных аристократок, да прекрасных фантастических дев, являющихся из морских глубин или откуда-нибудь еще.


© Фото: Дарья Нестеровская 

О том, что резервы классического балета далеко не исчерпаны, напоминает нам своим творчеством многолетний балетмейстер Красноярского театра оперы и балета имени Д. Хворостовского Сергей Бобров. Известный своими прочтениями античных балетов «Электра», «Антигона» и мировой премьерой «Царь-рыбы» по роману Виктора Астафьева постановщик вспомнил о самом востребованном в свое время романтическом спектакле. «Катарина, или Дочь разбойника» – творение мастера запоминающихся мелодий Цезаря Пуни и балетмейстера Жюля Перро, создателя той самой «Жизели». Главные партии в разбойничьем действе стали мечтой любого танцовщика, а сам спектакль покорил в XIX веке многие европейские столицы, включая Москву и Петербург.

В основе сюжета – легендарная история из жизни Сальватора Розы, известного художника XVII столетия. Но в центре внимания находится все же властная и обольстительная главная героиня: разбойница Катарина в равной мере элегантно обходится и с мужчинами, и с огнестрельным оружием, то и дело попадая в разные передряги – укрывается от полиции, подрабатывает прислугой в римской таверне, вляпывается в любовный многоугольник и становится жертвой интриг мстительной бывшей Сальватора. При этом в спектакле царит атмосфера легкой, простодушной и местами наивной игры. Вместе с Катариной зритель путешествует по суровым Абруцким горам, пребывает в римской таверне, в мастерской художника, на итальянском карнавале. Таков красочный мир этого балетного раритета!

Но самой большой проблемой при возрождении «Катарины» стала фактически полностью утраченная партитура. Отрывки музыки Пуни (в аранжировке для двух скрипок) плюс эскизы костюмов – и, конечно, ни о какой записи танцевальных па не может идти речи. Крупицы сохранившихся сведений о балете собирали Елена Черемных и Ольга Федорченко. Благодаря им получилась внятная и понятная адаптация канувшего в лету спектакля.

Московский композитор и музыкальный критик Петр Поспелов собирал партитуру подобно конструктору. Из-за огромных пробелов в музыкальном материале ему пришлось вступить в сговор с композитором: компилировать отрывки из сочинений Пуни, приводить их в согласие друг с другом. Удивительное дело: партитура получилась целостной и монолитной, музыка слушается на одном дыхании — и все это во многом благодаря «шалостям» Петра с оркестром, роль которого выходит далеко за рамки традиционного для театра XIX столетия аккомпанемента танцующим.


© Фото: Дарья Нестеровская 

Необычный, на первый взгляд, выбор тембров: «влюбленная» лирическая мизансцена Катарины и Сальватора, к примеру, сопровождается проникновенным звучанием гобоя (в романтический век эта ответственная миссия поручалась виолончели), – представляется верным решением. Кульминационные всплески оркестра, подчеркиваемые героической трубой, в па-де-труа сначала кажутся резковатыми, но при этом взволнованно-трепетными: кого же выберет в итоге Катарина?.. Очарование оркестровке добавляют внедренные колоритные инструменты – мандолина, кастаньеты, бубен.

Под стать оркестровке – свежее хореографическое решение Боброва и его напарницы Юлианны Малхасянц. Классические балетные па в этом спектакле как-то омолодились и посвежели. Вроде нечто знакомое – то, что мы все видели в том же «Дон Кихоте» или в «Баядерке», – но при этом новое, изысканное и стильное, сотворенное легкими руками (и ногами) постановщиков. Вот только бесконечные гран па делают балет громоздким. Они настигают зрителя буквально каждые полчаса. Балет – искусство релаксации! Но если массовые сцены с разбойниками смотрятся лихо, феерично и живо, то гран па тонких и нежных белых «муз» Сальватора, танцующих в его мастерской, кажется чрезмерно затянутым, оттого теряет свой блеск (привет второму акту «Жизели»). Среди всей этой кордебалетной массы (более 20 пар) блистают трое солистов: характерная и артистичная прима Елена Свинко, яркий и удалой Марчелло Пелиццони в роли Дьяволино, изящно-благородный, мечтательный Матвей Никишаев в роли живописца Розы.

Вы когда-нибудь видели балет с элементами интерактивного кино?.. Мне тоже такое решение встречается впервые. В бурной постановочной истории «Катарины» обнаруживаются три версии финала: трагический, драматический, счастливый. Разных годов «выпуска». И как же быть? Бобров и Малхасянц решили продемонстрировать все три концовки, предоставив право выбора зрителю. Спойлер: трагическая – самая пробирающая…

Отмечу грандиозную работу, проделанную Иваном Великановым с красноярским оркестром. Здесь, в Москве, под руководством Ивана этот коллектив звучит совсем иначе, чем в родных стенах. Откуда ни возьмись, в его игре появляются свежесть и живость. Умеют, однако… но не всегда способны справиться с тем зарядом энергии, который исходит от дирижера, – отсюда иногда и динамическая неровность. А в это время на сцене солисты танцуют с подручными музыкальными инструментами – их ансамбль с оркестром получился безупречным.

«Катарина» выдержала пару театральных сезонов, сорвала «масочный» куш (номинирована в десяти номинациях) и уже второй раз гостит на исторической сцене Большого театра. В пространстве многоярусного зала, обставленного в стиле «дорого-богато», этот провинциальный балет нисколько не потерялся. При этом стиль самой «Катарины» – с драматическим сюжетом, множеством гран па, виртуозными трюками, с финалом а ля «праздник жизни» (и неважно, какая именно концовка «настоящая») как нельзя лучше подходит образу самого Большого. Так почему же тогда столичные театры обделяют своим вниманием «разбойников»?!

Будем надеяться, что Красноярску хватит сил и ресурсов сохранить свою балетную драгоценность несмотря на все внешние обстоятельства. А пока «Катарина» уехала к себе в Сибирь – главное, чтобы не в историю!

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владислав Шкляев – Корсунский: «И кадр живет, и режиссер доволен, и зритель счастлив».
В Университете "Сириус" определят спортивную предрасположенность детей
"Русская Фёкла" научит ребят и взрослых основам экологичного потребления

В Москве

С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Впервые Школа-фестиваль Леонида Лундстрема "Донбасский экспресс" пройдет в Москве
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть