Филипп Чижевский. Фото предоставлено РНМСО
Густава Малера и Альфреда Шнитке объединяет многое; оба с рождения принадлежали одновременно к нескольким национальным культурам, и творчество обоих отмечено попыткой их синтеза. Первый великий симфонист ХХ века, Малер писал: "Я трижды лишен родины: как чех – среди австрийцев, как австриец – среди немцев, как еврей – во всем мире". Шнитке, чье творчество замыкает и музыку ХХ столетия, и малеровскую традицию, также мучился всю жизнь поиском родины: "Реальность поместила меня, не имеющего ни капли русской крови, но говорящего и мыслящего по-русски, жить здесь. Я стал ощущать двойную чужеродность – как полунемец и как полуеврей". С образным рядом малеровского наследия связаны практически все симфонические произведения Шнитке, в том числе Четвертый скрипичный концерт.
К обоим сочинениям программы музыканты РНМСО обращаются впервые. Однако и концерт Шнитке, и симфония Малера – продолжение репертуарных линий, обозначенных в предыдущие месяцы и годы. Российскому национальному молодежному симфоническому оркестру доводилось исполнять и Первую, и Четвертую симфонии Малера, а в феврале нынешнего года коллектив под управлением Филиппа Чижевского представил Седьмую – одну из наиболее сложных, загадочных и редко исполняемых в малеровском наследии. Нынешний сезон РНМСО начался с исполнения Первой симфонии Шнитке в Нижнем Новгороде – там же 50 лет назад состоялась ее историческая премьера. По словам дирижера Фёдора Леднёва, со сложнейшей симфонией артисты РНМСО "справились очень хорошо: в симфонии нет ничего, что могло бы быть непонятно современному исполнителю. У меня не было никакого непонимания с молодыми музыкантами, каждый подпитывается современной проблематикой, и сейчас симфонию можно сыграть даже с большей страстью, чем прежде".
Симфонию № 5 Малера РНМСО исполняет впервые, хотя ее четвертая часть, знаменитое Adagietto, украшала программу "Пять великих симфонистов", которую коллектив в свой первый сезон представил в двух десятках городов России. Если Пятая симфония Малера – одно из наиболее популярных и часто играемых сочинений автора, то Четвертый скрипичный концерт Шнитке – подлинный раритет. По глубине образного ряда и композиторским находкам он ничуть не уступает более известным Фортепианному, Альтовому, Первому виолончельному, однако звучит гораздо реже их – даже в юбилейный сезон.
Среди четырех скрипичных концертов Шнитке именно Четвертый, возможно, наиболее совершенен. Доказать это возьмутся РНМСО под управлением Филиппа Чижевского и скрипач Вадим Репин, в чьем репертуаре из сочинений Шнитке присутствуют и Первая скрипичная соната, и Первый кончерто гроссо, и этот концерт; он посвящен Гидону Кремеру, называющему Шнитке "самым "скрипичным" из всех композиторов ХХ века". По словам Кремера, "сочинение построено на неуловимости подлинного отчаяния и наблюдения над ним, стремлении к прекрасному – и одновременно превращении его в пошлость. Эти вечные категории поэтому – не просто "черное и белое": они сочетаются и сами собой создают новую категорию".