Незаурядные музыкальные способности Сережи, сына штабс-ротмистра Василия Аркадьевича Рахманинова, проявились рано. Наверно, благодаря им, его взял на обучение выдающийся московский педагог Николай Сергеевич Зверев, в пансионе которого мальчик обучался четыре года.
"Лучшим, что во мне есть, я обязан ему", – считал Сергей Васильевич.
Николай Сергеевич Зверев. Фото: m.ok.ru
А в 1892 году Московская консерватория удостоила 19-летнего Рахманинова большой золотой медали за окончание по двум специальностям – фортепиано и композиция. Его дипломную работу оперу "Алеко" одобрил сам Петр Ильич Чайковский. Известность в московских кругах, как пианиста и композитора, к нему пришла еще раньше во время обучения. Он уже был автором Первого фортепианного концерта, нескольких романсовых и фортепианных опусов, в том числе Прелюдии до-диез минор (op.3 № 2), которая в последствии приобрела славу сверхпопулярного сочинения, где впервые обозначилась тема колокольности.
"Всю свою жизнь я находил удовольствие в различных мелодиях и настроениях колокольного звона, праздничных и скорбных. Любовь к колоколам свойственна каждому русскому", – высказался композитор.
Самое яркое воплощение колокольности присутствует в поэме для солистов, хора и оркестра "Колокола" (соч.35, 1913) на слова Эдгара По. Любимая рахманиновская тема колоколов проходит через всё его творчество. Симфонии, Фортепианные концерты, хоровые и вокальные сочинения, прелюдии и этюды-картины для фортепиано так или иначе развивают эту тему.
Сцена из оперы "Алеко". Белгородская государственная филармония, 2009. Фото: belfilarm.ru
Дарование Рахманинова блистательно проявилось в трех ипостасях: композитор, пианист, дирижер. Основное композиторское наследие относится к русскому периоду жизни Сергея Васильевича. В эмиграции за рубежом с 1918 вплоть до кончины в 1943 году в США Рахманинов создал всего шесть произведений, хотя это вершины русской и мировой музыки. Среди них Четвертый фортепианный концерт (соч.40, 1926), "Три русские песни" (соч.41, 1926) для хора и оркестра, "Вариации на тему Корелли" (соч.42, 1931), "Рапсодия на тему Паганини" (соч.43, 1934), Третья симфония (соч.44, 1936), "Симфонические танцы" (соч.45, 1940).
"Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни", – писал композитор.
В течение творческого пути он менял свой композиторский почерк, выходя за рамки постромантизма, но все же не стал представителем авангардных течений. Молодого Рахманинова на заре XX столетия упрекали за приверженность к романтизму. "Рахма-ни-нов, Скряби-нов!" – восклицали современники. Всё же неиссякаемый мелодизм, специфический гармонический язык, русская полифоничность и образная сфера рахманиновских произведений вылились в особый музыкальный стиль, безошибочно узнаваемый и неповторимый. Камерная вокальная лирика, масштабные симфонии, хоровые кантаты и, безусловно, фортепианные произведения наполнили мировой музыкальный репертуар шедеврами невообразимой красоты и совершенства, которые исполняются сегодня во всем мире.
Всеми признавался блестящий пианизм Рахманинова. Артист с огромными кистями рук и длинными пальцами, он был желанным гостем на сценах Европы и Америки. В качестве концертирующего пианиста-солиста он играл большое количество концертов каждый сезон.
Кадр из диафильма "Ван Клиберн". Музей СССР. Фото: u-ssr.ru
24-летний Рахманинов, по приглашению Саввы Мамонтова, стал вторым дирижёром Московской русской частной оперы. За год работы он успел внести заметный творческий вклад и прославился как дирижёр, подружившись с Фёдором Шаляпиным.
"Я чувствовал, что способен дирижировать, хотя и имел весьма туманное представление о технике дирижирования", – признавался композитор.
Музыкальные деятели, среди которых значились имена С.И. Танеева, Н.К. Метнера, Г.Э. Конюса, С.Н. Василенко, Н.Д. Кашкина, пригласили Рахманинова возглавить симфонические концерты. Также он принял приглашение занять место дирижёра в Большом театре, где дирижировал весь русский оперный репертуар.
Рахманинов очень любил церковное пение. В Московский период жизни часто посещал церковную службу. Его творчеству близки христианские мотивы. Литургия св. Иоанна Златоуста (1910), Всенощное бдение (1915) - это выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки.
Романсовое творчество Рахманинова занимает почетное место не только в архиве автора, но и в исторической перспективе развития этого жанра после Петра Ильича Чайковского. Романсы Сергея Васильевича – это музыкальные жемчужины. Насчитывается более восьмидесяти вокальных миниатюр. Особняком среди них стоит проникновенный и нежный романс "Сирень", ставший символом начала русского "Серебряного века".
Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Фото: culture.ru
В 2022 году в Москве состоялся Международный конкурс имени С.В. Рахманинова, в котором были заявлены три номинации: фортепиано, дирижирование, композиция. Конкурс, посвященный 150-летнему юбилею Сергея Васильевича, стал достойным музыкальным приношением нашему истинно русскому композитору, великому Рахманинову.
"Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка... Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце".